15 августа Вере Васильевне – 90. Причин долгожительства – научных и придуманных – много. «Голубые зоны» с идеальными водой и воздухом, маленькие богатые страны, Монако, например… Но все это не про Сидорову.
Ягода-смородина
– Чем вы так заняты, что не могу дозвониться? Переживаю... – из разговора Нины Волосович с Верой Сидоровой от 2 июля.
– В саду работаю, – засмеялась Вера Васильевна.
– Сегодня собрала ведро черной смородины.
– Зачем оно вам, не спрашиваю. Желаю трудиться, сколько Богом отпущено.
– Сама думаю: лучше под кустом умереть. И это первый набросок портрета на день сегодняшний.
От всесоюзного авторитета
Глубоко в памяти остался день вчерашний. Политрук Озерного СПТУ Нина Волосович остолбенела, по ее словам, когда первый секретарь Кустанайского райкома компартии Вера Сидорова неожиданно вошла в аудиторию проверить, как идут занятия.
– Испугалась ужасно. Ни разу не получала взысканий ни в училище, ни в годы работы парторгом в совхозе Карла Маркса – на меня давил ее всесоюзный авторитет.
Через годы Сидорова приезжала в Костанай на день-другой и останавливалась на ночлег дома у Волосовичей. Со слов Веры Васильевны, ей нравится их дом порядком своим и чистотой. Нина Ивановна, урожденная Шмидт, немка, ее муж, Анатолий Антонович – поляк, но дружба это когда без национальностей, и это тот самый случай.
«Не хочу от неё уходить»
К 80 -ле т нем у ю би лею Ж. К. Сеитова написала очерк «Широкая картина одной жизни». Был в нем вопрос, который каждому задаю: за кем шли?
Именитому директору Сапару Ергалиеву парторгом в знаменитый совхоз им. Вачасова Жандарбека Карбеновича Сеитова рекомендовала Вера Сидорова, в то время первый секретарь Тарановского райкома компартии.
– Он сын Героя Социалистического Труда, отца не подведет, – было сказано так, чтобы и директор слышал, и будущий парторг. Не подвел. Когда Веру Васильевну перевели в Кустанайский район, пригласила Сеитова в свою команду. «Она – компас по моей жизни», – так сказал Жандарбек Карбенович. – Мне предложили место зампреда райисполкома в новом Убаганском районе, а я в ответ: не хочу уходить от Сидоровой...».
Пришлось, но в Убагане бурчали: что ни совещание, Сеитов переходит на личности «Вера Васильевна так поступила бы или, наоборот, не так, сказала бы это, и наказала бы за то...».
Партбилет, как артефакт
– Считал и считаю, что человек с большой буквы Вера Васильевна Сидорова оставила большой след в жизни многих людей, которые благодарны судьбе, что им посчастливилось работать, общаться и знать эту замечательную женщину, крупного партийного и государственного деятеля.
Ветеран госслужбы Николай Печерица подкрепил сказанное фотографией своего партбилета (от февраля 1978 г.), подписанного Сидоровой. А на бланке ее же рукой: «Уважаемый Николай Иванович, от чистого сердца рада в этот радостный день вручить тебе лично…».
Официальное, начальственное, героическое не отбирают у нее простых слов, сказанных в частном порядке, написанных второпях, но вдруг вставших в ряды истории людей, семей, поколений.
Было где себя закалить
Вера Лазукина – девочка из крестьянской семьи. Так до 90-х начинали о ней рассказывать. Понимание крестьянского статуса упрощалось до бедного деревенского жителя. А Лазукины жили так, что у них все необходимо было. Не богачи, но трудились и получали от своего труда заслуженные плоды.
Обобществление частной собственности оставило семью не только без средств производства, но и без главы семьи: дед оказался на Соловках, отец – на Дальнем Востоке (Василий Лазукин в годы войны героически сражался и был удостоен ордена Славы). Веру Лазукину старшие не травмировали своими обидами и сожалениями. Она росла советским ребенком, в скудости питания и одежды, но в уверенности, что все вокруг хорошо и правильно.
Детство в Воронежской области – это еще и война. Через их Таловский район шли враги. Уже 22 июня 1941 года было объявлено, что область в числе 24 регионов переводится на военное положение. Светомаскировки, комендантский час, бомбоубежища, рытье «щелей», чтобы прятаться при авианалетах – школа отодвинулась на неопределенное время.
Воронеж долго держался: ходили трамваи, работали электростанция и водопровод, была сформирована мощная оборона. Только в июле 42-го одна часть города была оккупирована, но вторая не сдавалась. Город показал железный характер, и потому исторический экскурс важен. Вере Лазукиной было где себя закалить.
В школу она пошла только после победного завершения Сталинградской битвы. Окончив десятый класс, поступила в сельхозинститут в Казани.
Сначала учила мыть руки
В 1958 году молодым агрономом отправилась на целину в Казахстан, распределили ее в Кустанайскую область, в самый дальний совхоз «Джамбульский», на отделение. В 2019 году Карасуский район отмечал 80-летие со дня основания – Веру Васильевну пригласили. Герой Труда Казахстана Сайран Буканов говорит:
– Никто не спрашивал, что за почетная гостья здесь и почему. Мы с Верой Васильевной никогда вместе не работали, но всем она была знакома, и поздороваться с нею, обменяться парой слов, было как делом чести.
В целину она и заставила себя уважать. Приезжали сюда бывшие фронтовики и освобожденные из колоний «зэка», одинокие женщины и обескровленные войной семьи. Большая часть новоселов не имела привычки к уюту, комфорту, гигиене. Веру Лазукину прошлое этих людей не пугало, но бескультурье, антисанитарное поведение возмущало. Она не разрешала приступать к еде с грязными руками. Не позволяла уходить на работу, оставив неубранной постель. Постепенно методы ее работы стали известны в районе и в области. На отделение стали наведываться высокие гости.
Спорт – задаток конкуренции
На целину Вера приехала с первым разрядом по лыжам, со вторым – по стрельбе. Она занималась баскетболом и волейболом, не хуже ребят моталась на мотоцикле по бригадам. В ней была сила моральная и физическая.
Но личных спортивных достижений ей было мало. За свои деньги она купила несколько пар лыж, сетку, мячи и ракетки для настольного тенниса, стол заказала в местной мастерской. Все это на перекладных везла 300 верст из Кустаная, чтобы приобщить механизаторов к соревнованиям. С прицелом на производство: соревноваться надо было и здесь. Ее настойчивость и неженская жесткость творили чудеса.
Почти житейское
Ее забрали в райком комсомола, но в совхозе она осталась эталоном организации труда. Из райкома – в обком комсомола первым секретарем. Карьера была стремительной. Крупным этапом стала работа в Тарановском районе сначала секретарем, потом – первым секретарем райкома партии.
– В Тарановке со мной случилась такая история, – рассказывала она вашему корреспонденту. – На пленуме меня избрали секретарем райкома партии, а когда мероприятие закончилось, все ушли по домам, я осталась одна в своем кабинете. Никто не позаботился, где мне ночевать. Так с месяц я и прожила, пока сама не пошла искать себе жилье. Остановилась возле дома семьи Вазельмиллер. Аккуратное, приятно посмотреть, жилище, хозяина звали Николай Александрович, хотя настоящее имя – Рейнгольд. Сам – немец, жена, Вера Петровна, русская. Они сказали: «Да какие проблемы, переходите и живите». Более полугода я делила с ними крышу – сначала одна, потом муж Антон Львович (Сидоров. – Прим.авт.) приехал. Свое жилье получила, когда меня избрали первым секретарем райкома. У нас росла дочь Марина, ей было лет шесть. В один из вечеров вместе с другими детьми она играла в «войнушку»: тот «немец», этот «русский». И тут в гости к нам пришли Николай Александрович с женой.
Увидев Вазельмиллеров, Марина быстро прибежала во двор. А мы как раз говорили о немцах, и она услышала, что Николай Александрович – немец. Дочь обняла его за колени и с плачем говорит: «Сандыч, миленький Сандыч, скажи, что ты не немец». Мы стали ее уговаривать, а она и слушать не хочет. Потом Николай взял ребенка на руки, вытер слезы и говорит: «Маринушка, я – советский немец, я – русский немец». Она на него поглядела, улыбнулась, крепко обняла за шею и побежала играть в «войнушку».
Дальше больше
Страница в «КН» закончилась, а у меня и треть карьеры Сидоровой не уместилась. Ни про международные мероприятия с первыми лицами государства, ни о первой сотне знаменитых женщин мира, где и Вере Сидоровой нашлось место, ни про государственные должности первого эшелона писать уже некуда. Но 14 августа из Костаная в Алматы вылетает делегация, чтобы поздравить Веру Васильевну лично. Экземпляр «КН» имеет шанс занять место в богатом архиве Героя Социалистического Труда Веры Сидоровой. В ее архиве – эпоха и люди. Мне обещали рассказать, как пройдет встреча. Словами, камерами нарисуют продолжение этого материала.
Фото предоставлено В. СИДОРОВОЙ