В процессе «роста городов» накопились хорошо известные сельские неурядицы, а сейчас пришла очередь и городских проблем.
В советское время город потреблял энергии не меньше, чем сейчас.
Энергодефицит
Мощная промышленность в Костанае не в новинку. Новостройки, комбинаты союзного значения, КЖБИ и тресты разного профиля в советское время потребляли энергии не меньше, чем сейчас, и стоила она, скажем так, не дороже нынешней. В областном центре по проводам, к примеру, бегали троллейбусы: проезд три копейки, в автобусе – пять. Кризис 90-х сокрушил все на своем пути. Провода, трансформаторы, лифтовое обеспечение – измельченные части прошлой жизни. Как строили новую? 19 августа 1998 года акимом в Костанайскую область назначили Умирзака Шукеева. Он первым ввел в деловой словарь «эффект домино» – термин из политической теории падающего домика. Как падают друг за другом выстроенные в ряд косточки домино (стоит свалиться одной из них), так какое-либо изменение влечет за собой другие изменения, в том числе не самые лучшие. Упоминал Шукеев и мультипликативный эффект – в смысле отбора перемен, изменений, продуманных движений вперед, но с этим еще предстояло разобраться. А пока наш регион был глубокой долговой ямой. Кредиторы угрожали оставить область в зиму без тепла и света. Хлеб в том году тоже не уродил – поддержать «падающий домик» было нечем. Виктор Мейстер, того же 19 августа, ходил по московским кабинетам, утрясал вопросы пролонгации долгов и какоголибо бартера вместо денег. О том, что в области новый аким, узнал в Москве.
«ПротоколА Мейстера»
– Он вообще был глыба, – вспоминал Шукеев. – Когда увидел его, понял: это профессионал. Назначил его своим первым замом. Он был настолько авторитетный энергетик, что казалось непонятным, почему до сих пор работал в маленьком отдаленном от центров городе. На всех вокруг ТЭЦ, включая Россию – Челябинск, Оренбург, – работали его ученики, которые оказывали помощь, когда нужен был обмен электроэнергией. Нам это было очень важно. Его кабинет находился под моим, и там все время стоял крик. Виктора Викторовича уровень подчиненных не устраивал. Так появились «протоколА Мейстера» (как говорили в кабинетах), иначе, шпаргалки для тех, кто делал ошибки. Я провожу совещание, и он по тем решениям, что принимались, детально прописывал все пошагово. Потом требовал делать так же, «по шагам». Все тогда обижались. Я это везде применял, где работал. Говорил: делайте «протоколА Мейстера» – «возьми здесь кирпич, отнеси туда, положи там». Вот такой детальный протокол, полезный подход, немецкий стиль.
«Сколько бы это ни стоило»
– Именно при Мейстере мы пришли к мысли, что любые сети надо ремонтировать – минимум десять процентов ежегодно, – говорит Шукеев. – Любые. А теплотрассы тем более. Сколько бы это ни стоило, будь то капитальный, средний или текущий ремонты. Также – дороги, сети электропередач. Изза того, что этого не делают, Экибастуз и замерз зимой 2022- 2023 годов. Президент на всю страну сказал: у нас 80 процентов износа сетей, потому что все это было упущено. А Мейстер не упускал. Если каждый год десять процентов сетей ремонтировать, то через десять лет ремонт пройдет полный оборот. А Экибастуз – следствие накопленных неправильных решений. Рассуждать надо так: если бюджет не тянет, строительство Дворца спорта отложи, но десять процентов заложи на ремонт жизненно важных объектов обеспечения. Без этого невозможно. Поэтому я называю Мейстера уникальным человеком. Когда я уезжал из Костаная работать в Астану, хотел его забрать, уговаривал. Но он отказался, не захотел. Он был патриотом Костаная.
Шило в мешке
Накануне был разговор с земляком после аппаратного совещания в акимате Костаная. Человек злился: «Что ни день, то новый сквер, зона отдыха, набережная. Уж не говорю, что сельская местность дошла до ручки, так и городу урбанизация показывает зубы», – собеседник «ткнул пальцем» в дефицит мощностей. Южную часть города отключали – как следствие, вода потребителям не поступала. И это же не единственный случай. Нехватку энергии, как шило в мешке, не утаишь. Градоначальнику так или иначе надо объясняться с жителями. Аким Костаная Марат Жундубаев в связи с упомянутым инцидентом заявил, что городское оборудование работает стабильно. Проблемы создает транзитная сеть МРЭТ. Которая, к слову, имеет штаб-квартиру (или ее филиал) в Костанае – связь держать просто. Но фокус в том, что на сайте Минэнерго МРЭТ не упоминается, и вопросов к ней нет. При том что есть информация от 2 августа о визите в Костанайскую область зампредседателя Комитета атомного и энергетического надзора и контроля МЭ РК Дархана Алиакпарова. В городе Рудном его ознакомили с ходом ремонтных работ на котлах и турбогенераторах. В Костанае высокопоставленный энергетик проверил ход ремонтных работ на ТЭЦ, на паровых и водогрейных котлах. Гостя ознакомили с модернизацией и реконструкцией сетей за счет республиканского и местного бюджетов. В итоге контрольных мероприятий Алиакпаров сказал, что, цитируем: «Необходимо завершить работы с надлежащим качеством до начала отопительного сезона». Почему не упомянуто им о нехватке мощностей в Костанае? Другое дело, брифинг на СЦК (31 июля) вице-министра энергетики. Бакытжан Ильяс отчитался о цифровизации ТЭК красиво и многообещающе. Мощности – мимо? Однако 6 августа главной новостью на сайте назвали предложение министра энергетики РК Алмасадама Саткалиева «разработать прогнозирование рисков в энергетике для стран Центральной Азии». Риски были названы: глобальное нарушение стабильности поставок энергетических ресурсов, колебание цен на нефть, газ «и другие факторы». В числе возможного нивелирования рисков министр назвал расширение возможностей по торговле энергоресурсами.
Чем торговать?
Торговать у нас, как и везде, любят, было бы чем. На упомянутом выше аппаратном совещании Марат Жундубаев сообщил: «Мы понимаем, что город наш быстро растет. Микрорайон «Кунай» застраивается, нагрузка растет. Поэтому в ПДД застройки Наримановки мы предусмотрели проект электроподстанции. Городу необходимы новые мощности». Было сказано и о проекте ЛЭП «Батыс-Запад», его разработкой занимается областное управление энергетики.
Электроподстанция – это...
Википедия: «Э/подстанция – установка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии». Давний эксперт «КН» – со времен парламентской деятельности – Евгений Аман в 2013-2015 годах в качестве первого заместителя акима области курировал в том числе энергетику. Подтвердил, что подстанция устанавливается не для того, чтобы повысить мощность – ее миссия стабилизировать и распределять кило- и мегаватты. – Но не наезжайте зря на акима города: он свои вопросы решает, – сказал Евгений Аман. И предложил немножко истории, суть которой в том, что наша область стала энергодефицитной в последние годы существования Советского Союза. Причина – удаленность от крупных энергогенерирующих предприятий, в частности, от Экибастуза.
Логика с логистикой
– Мы оказались на самом дальнем расстоянии от поставщиков электроэнергии и получили самые большие траты на ее транспортировку, – продолжил Евгений Аман увязывать логику с логистикой. – У Костаная была самая высокая себестоимость кВт/часа. Но тарифы выравнивались, мы добивались этого все время, особенно Виктор Мейстер. Тариф удерживали. Но сейчас бурное развитие Костаная шаг за шагом оголяет проблему энергозависимости и энергодефицита. Напомним, в марте в Костанае буксовало строительство коммерческого жилья. У застройщиков не было согласования техусловий с МРЭТ, а значит, и с КЕГОК. Но если не хватает свободных мощностей, что согласовывать? В марте их дефицит составлял около 80 МВт. Продолжение в ближайших номерах «КН»