В Костанае запустили обучающий курс кожевенного ремесла. Проект грантовый, в подмастерьях – подростки, неработающая молодежь, инвалиды. Занятия они посещают всего месяц, но уже демонстрируют созданные своими руками браслеты, блокноты и портмоне, делятся планами на будущее.
Идея
Преподаватель – Тимур КАВКИТАЕВ (на снимке в центре). Мастер кожевенного дела. Подчеркивает – мастер не дела, а ремесла. Тимур получил навыки «по наследству». От дяди.
– Я начинал с комнатных тапочек, – вспоминает молодой человек. Знаете, продавали такие – «султанки». Уже потом блокноты, ремешки для часов, портмоне, сумочки. Долго увлекался рамками для фотографий и икон. Это было более 15 лет назад. Жил я в то время в селе. Понятно, что никаких суперских инструментов у нас не было. Все, что мне нужно было для работы, делал сам – и резаки, и пробойники, и дыроколы... Например, для резаков использовал пилку по металлу, были запасы еще со времен СССР, для круглых пробойников – обычную телескопическую телевизионную антенну. Дыроколы делал с использованием обычных и цыганских иголок. Впаиваешь их в пластмассу с нужным тебе промежутком и строчный пробойник готов. Помощницей была швейная машинка «Подольск», которая, кстати, прошивает даже консервную крышку!
– Сквозь тернии к звездам!
– Ну, не так пафосно, конечно, но отчасти согласен. Зато я точно знаю, что если вдруг какой-то инструмент у меня выйдет из строя, то я не растеряюсь: найду выход из ситуации.
– Ученики ваши тоже школу молодого бойца проходят?
– Нет, конечно. Сейчас для занятий кожевенным ремеслом купить можно все и даже больше!
– А как родилась идея запустить проект?
– Я узнал, что в Костанайской области стартовал проект «Zhas Project» – повышение предпринимательства и поддержка инициатив молодежи NEET в Костанайской области. Его реализуют по заказу Министерства культуры и информации РК и НАО «Центр поддержки гражданских инициатив». Проводник проекта – Общественный фонд «Экологический фонд Казахстана». Загорелся идеей поучаствовать. Так как я еще не слышал, чтобы в Костанае проводили курсы, обучающие кожевенному ремеслу, решил эту идею воплотить в проект-заявку. Целевая аудитория – социально уязвимые слои населения. Когда узнал, что выиграл грант, очень обрадовался. Даже не самому этому факту, а тому, что смогу, наконец, поделиться с кем-то своими навыками.
– А название-то какое у проекта, громкое…
– Да, мы нескромно именуемся – «Очумелые ручки». Но мои ребята именно превосходно справляются с поставленными задачами. Зачем я буду что-то вам рассказывать? Приходите, убедитесь сами!
Реализация
Занятия проходят раз в неделю – по воскресеньям. В среднем уроки идут три часа, иногда дольше. Самые творческие забирают работу на дом, чтобы быстрее создать кожаную красоту. Мастерскую для занятий нам предоставило ОО «Мигдаль», бесплатно. В подтверждение профессиональной и человеческой дружбы.
В минувшее воскресенье я тоже пришла на занятия. Пришла и… Захотелось сбежать не заходя в помещение, где проходили уроки по кожевенному ремеслу. Да-да, вот так. Знаете, почему? Как бы отреагировали вы, если бы за дверью, которую собираетесь открыть, раздалась мощная какофония стуков. Другого определения у меня на тот момент не было – труханула изрядно.
Но работа есть работа, сбежать нельзя. Да и интересно же, что так шумно делают кожевенники. Оказалось, ничего страшного – пробивают строчки для того, чтобы сшить детали.
А я-то уже напридумывала...
Некоторое время наблюдаю. Компания очень разношерстная. От 10 до 50 лет. Все заняты своим делом. Кто-то, судя по всему, исправляет косяки, кто-то догоняет основную программу, а кто-то уже на шаг впереди остальных.
– В рамках проекта разработаны обучающие модули. В конце трехмесячного курса все ученики будут сдавать и практический, и теоретический экзамены. Практика – это создание авторского продукта. Будь то брелок для ключей, или кожаный шопер. Все, как решат ученики.
– А теория в чем заключается?
– Что это такое? – протягивает мне Тимур какую-то деревяшку.
– Похоже на веретено…
– Веретено? А вот и нет. Это сликер для кожи.
– Даже комментировать не буду.
– Во-о-от. А мои ученики знают названия всех используемых в нашей работе инструментов. И, конечно же, их предназначение. Это и буду спрашивать на теоретическом экзамене.
– Инструментов немного, по сути, – подключается к нашему разговору Вадим Фомин. – Но не все сразу удается «приручить». Да и от самой кожи многое зависит. Она же есть тонкая, есть грубая – ременная. Это тоже надо учитывать, планируя работу. А еще важно думать на несколько шагов вперед.
– Почему?
– Потому что кожа – материал недешевый, при этом часто капризный. Нужно работать так, чтобы обеспечить его максимальное использование.
– Практичности Тимур вас уже вижу научил….
– Он многому чему научил. Главное, что у него хватает терпения на всех нас. И объясняет он максимально понятно. Вы же видите, тут и дети занимаются.
Все инструменты и материал участники проекта получили бесплатно – он закуплен в рамках грантовых средств. А все, что создают, забирают себе.
– Заметила, что почти все ученики с кожаными браслетами. Ваши творения?
– Нет. Их – авторские. Я лишь объясняю как делать. Показываю, как правильно и, конечно же, безопасно пользоваться инструментами.
– А они – творят. И вытворяют….
– Именно так, – с улыбкой отвечает Тимур.
Обращаю внимание на молодого человека, который усиленно что-то замеряет, чертит, бурчит под нос и, кажется, даже сам с собой спорит. Такое ощущение, что он не кожевенное ремесло изучает, а чертит схему какого-нибудь коллайдера или как минимум план-перехват злейшего врага.
– К любому делу нужно подходить серьезно, – поясняет Иван Агеев. – Надо понимать, что в работе с кожей все высчитывается по миллиметрам. И даже маленькая погрешность может испортить результат многодневного кропотливого труда. Поэтому всегда под рукой линейка, целый арсенал специальных ножей...
– А что уже успел сделать с начала занятий?
– Браслет, блокнот, портмоне с ключницей и картхолдером, органайзер для инструментов, ремень, сейчас вот сумку через плечо конструирую.
– В планах?
– Пока делаем все, что говорит Тимур. А вот что я буду делать как экзаменационную работу – не скажу. Потом все увидят.
Блиц
– Каковы «ставки» на учеников?
– Очень хочу, чтобы ремесло потом не забросили. Пусть это будет не основной заработок, но дополнительный. Или просто хобби – самостоятельно создавать качественные и красивые вещи.
– А если ученик превзойдет учителя?
– Буду только рад. И даже больше – горд буду.
– Тяжело быть учителем?
– Безумно. Оказывается, я категорически не готов принимать «отмазки» типа не могу, не получается. Я же когда-то смог, значит, и другие смогут. И если уж пришел на урок, то выкладывайся на все сто. Конечный результат того стоит!