Что получила Костанайская область от визита чиновника из Минэнерго?
– Активно начинают ездить, когда получают пинок от Президента, – говорит Евгений Аман. – Проверка готовности к отопительному сезону – цель понятная. Может кого-то подстегнуть, что-то ускорить, но ни денег, ни техники, ни оборудования визитеры не привозят. Поэтому это все пустое. Требовать от градоначальника компетентности в вопросах энергетики нет смысла. Аким Костаная Жундубаев очень много сделал для города, в том числе и по инфраструктуре, включая водо- и электроснабжение. Но генерация электроэнергии не в его компетенции.
Выборы времён демократии
В Убаганском (ныне Алтынсаринский) районе на волне демократии выбирали начальников почти на каждую должность. Дошла очередь до энергетика. Самовыдвиженцу задают вопрос: как вы будете работать без профильного образования? Ответ:
– Не беспокойтесь. Руководить я умею.
Цитируемый выше Евгений Аман возглавлял район и самовыдвиженца «прокатил», нашли человека с дипломом, который требовался.
Штучный АУЭС
Где в Казахстане учат энергетиков? Алматинский университет энергетики и связи (АУЭС) им. Г. Даукеева. «Один из немногих вузов в Казахстане готовит высококлассных специалистов по энергетике, телекоммуникациям и IT–технологиям во всем регионе Средней Азии», – так характеризует АУЭС Интернет. В каких краях работают его выпускники? Из того же источника: «активно участвуют в программе «Болашак», получают ученые степени в вузах СНГ и ведущих зарубежных учебных заведениях, трудоустраиваются не только в Казахстане, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья, в т. ч. ЕС, США, Великобритании, Канаде, Израиле». Видимо, там их и надо искать.
Цитата из интервью Виктора Мейстера («КН», 16.06.2013 г.):Решения – мгновенно!
«В должности директора Восточных, а потом Южных электрических сетей я сам ездил в институты Москвы, Челябинска, других крупных городов, отбирал специалистов из числа выпускников. Из тех, кого я тогда отобрал, восемь стали генеральными директорами в России, есть крупные специалисты и в Казахстане. Хотя бы раз в год, но они все еще звонят мне, так как считают, что я их вырастил».
По ходу решила погуглить, какая профессия должна быть у градоначальника: пробежала от Чикаго до Нефтеюганска. На этой траектории мэров выбирают, а не назначают. Зачиталась. Мужчины хотят, чтобы на дорогах не было пробок, и если имярек взялся быть главой города, пусть решает первым делом эти проблемы. Дама 60-ти лет сказала, что предпочла бы во главе города технаря, а не гуманитария. Мэр Чикаго: «Людям чтото может понадобиться мгновенно, и мы должны показать, что способны принимать решения».
Бывший аким Аркалыка Жомарт Тубекбаев рассказывал, что ночью спал, вцепившись рукой в радиатор отопления. Остывает батарея – летит в котельную.
Такая цепочка
– Генерация – не тема акима города, – продолжает Евгений Аман. – Распределение объемов, которые поступают в область – это вопросы централизованного распределения энергии. Аким города может и должен ставить вопросы перед областным акимом, если город сталкивается с нехваткой мощностей. Глава региона те же вопросы адресует центральной власти. Такая цепочка. А если градоначальник начнет шуметь и требовать, или возьмется производить генерацию, то очень скоро поймет, что это не его дело, не его бюджет и задача ему не под силу. Никому не под силу!
– Как это понимать?
– У нас в стране сегодня нет ни одного проектного института, – сказал Евгений Аман, – уровень которого позволил бы самим спроектировать ТЭЦ, начало строительства которых запланировано в Казахстане уже в этом году. Они проектируются в России, и строиться будут ее специалистами. В нашей стране пока нет и мощностей, которые способны потянуть подобного рода проект.
Когда вместо ТЭЦ в районе Аркалыка построили ветряные электростанции, которые в десятки раз менее мощные, это, по мнению эксперта, «смех сквозь слезы». Людям морочат головы «зелеными» проектами. И цифровизация – вещь для энергетики подсобная, а не основная. Нужны мегаватты, а обработать их виртуально даже в средней школе скоро научатся.
Бурым углям не повезло
Проект ТЭЦ на бурых углях Орловского месторождения разрабатывали с гипотетическим охватом: Аркалык, Кушмурун, Южноуральск. Уже была разработана ПСД, и на одном из последних заседаний облисполкома в Кустанае шли дискуссии на тему, когда начать реализацию проекта. Но с развалом Союза проект заглох, бурым углям ума так и не дали.
А между тем, рассказывает Евгений Аман, понимая важность и целесообразность проекта, Виктор Мейстер, «даже понять не могу, как ему это удалось», всю ПСД из проектного института забрал – там был огромный объем документов. Он их хранил в надежде, что когдато придет понимание, и область к этому проекту вернется.
Где появится новая генерация?
– Почему эти документы сейчас никого не интересуют, сказать не могу, но в кратчайшие сроки нужно заниматься генерацией: это первостепенная задача, – утверждает эксперт. – Нам очень важно понять, где в ближайшее время появится новая генерация. Или это атомная электростанция в районе Балхаша, или это дополнительная ТЭЦ, но мы запаздываем, теряем время на фоне бурного индустриального развития как в нашем регионе, так и в ряде других областей. Мы уже сталкиваемся с проблемами, которые будут усугубляться, если в ближайшее время не появятся новые генерации.
«Один час меняет цену»
Российский «Коммерсантъ» сделал вывод, что из-за малого числа приборов учета, Казахстан «вынужден просить поставки сверх плана», что увеличивает стоимость ээ как минимум на 2,5%. Там же и объясняют: «планировать покупку надо на каждый час поставки в следующий день. Стоимость объема сверх плана учитывает и рентабельность «Интер РАО» в размере 2,5% вместо обычных 0,5%».
«Коммерсантъ» дает такие сведения: с июля по декабрь 2023 года РК закупила у РФ более 3 млрд кВт/ч. В свою очередь издание приводит «общую установленную мощность» электростанций в Казахстане – 24,6 ГВт. «По итогам 2023 года их выработка достигла 112,82 млрд кВтч при потреблении 115,07 млрд кВтч. «Ъ» ссылается на данные диспетчера энергосистемы KEGOK.
Эти данные заслуживают внимания. Импорт электроэнергии стоит очень дорого. Во всех регионах страны увеличивается потребление электроэнергии. Энергетика отстает от урбанизации.
Рейтинг по тарифам
В 2018 году Костанайская область занимала последнее место в стране по доступности электроэнергии. На среднюю зарплату в нашем регионе можно было купить наименьший объем ээ по местным тарифам, которые «самые высокие по Казахстану – от 17,6 до 27,44 тенге за кВтч» (esaimaty.kz). В 19-м году Tengrinews.kz поместила Костанай в список городов с самым дорогим электричеством. Но в 2023 году среди десяти регионов, в которых с 1 июля выросла цена кВтч, наша область не значится. По данным rek-rudni.kz, с 10 июня 2024 года отпускные тарифы (все данные с НДС) для физлиц – 26,54; для юрлиц, использующих ээ не для бытовых нужд – 33,02; для юрлиц, финансируемых госбюджетом – 77,43. Среднеотпускной тариф (предельная цена без дифференциации по группам потребителей) – 34,03.
Цитата из интервью Виктора Мейстера («КН», 16.06.2013 г.):
«Что касается тарифа на электроэнергию, то есть возможность повлиять на его снижение, но тогда другую позицию, чем сейчас, должно занять и агентство по регулированию естественных монополий, и Мининдустрии, которое занимается вопросами энергетики. У нас компании разделены по горизонтали. Одни сети у одного предприятия, другие у другого. К сожалению, роль области по формированию и утверждению тарифа сведена к нулю. Так в законе прописано. Но все равно надо отстаивать интересы региона...».