Красоту уютного актового зала школы №3 в городе Житикара портят жёлтые разводы и вёдра на полу. Они стали частью интерьера несколько лет назад. Аккурат в тот год, когда в школе... отремонтировали крышу!
Александр Охотюк всегда держит наготове пустые вёдра – потолок в школе протекает уже несколько лет.
Дышит или плачет?
– Может быть, хотя бы через газету на проблему внимание обратят, – говорит Александр Охотюк.
С просьбой решить проблему протекающей крыши он подходил к каждому директору школы. Бесполезно. Воз и ныне там... И каждую весну, каждое лето и осень приходится подставлять под плачущий потолок пустые ведра. Особенно сильно льет весной, сторожам приходится по два ведра за ночь выносить. Впрочем, это не спасает помещение – одну подсобку уже закрыли, линолеум в актовом зале пошел волнами – пол под ним сыреет и вздувается. Примерно такая же картина в спортзале.
Александр Охотюк в школе №3 работает уже не первый десяток лет. Педагог дополнительного образования, создатель вокального коллектива «Иваныч», композитор, автор ряда песен и беспокойный ответственный человек. Он ничего не пускает на самотек – ни работу с детьми, ни дела ремонтные. К примеру, когда делали внутренний ремонт, не вылезал практически из школы, следил, чтобы в звукозаписывающей студии всё было сделано так, как нужно, свет практически сам делал... Неудивительно, что протекающая крыша его волнует.
– Обидно видеть, как из-за сырости материалы портятся, как каждый год здесь делают внутренний ремонт. Перед приездом комиссии загоняют электронную пушку и сушат потолок. Потом обдирают все, заново замазывают...
Александр Иванович рассказывает, что всё началось несколько лет назад, после ремонта. Крыша над актовым залом и спортзалом протекала и до этого. Но гораздо меньше, чем после ремонта. Летом старую крышу снесли, поставили новую кровлю, а осенью она дала течь. С тех пор и мается школа. И Охотюк мается – за это время в школе три директора сменилось, каждый к концу пребывания на своей должности стороной Александра обходил. Так он достал всех этой крышей. Но педагог переживает не просто так. Говорит, что хорошо помнит историю, которая произошла в школе №12. Там тоже бежала-бежала вода с потолка. А потом балка дала трещину. Хорошо, успели убрать ее. А если бы обрушилась... Словом, тревожно это, когда потолок протекает.
– И деньги государственные жаль, – говорит Александр Иванович. – Уж сделали бы нормальную крышу. А то поставили какуюто, как называли ее тогда, «дышащую». Она же вышла не дышащей, а плачущей...
Кровля трещит последней!
За комментариями мы обратились к Майре Бимагамбетовой – бывшему директору школы и ныне действующему руководителю отдела образования Житикаринского района. Так сложилось, что буквально за неделю до нашего приезда Майру Ильясовну назначили на новую должность. Поэтому отвечала она на вопросы сразу за двоих.
Как директор она сообщила, что поделать с этой ситуацией уже ничего не могла – срок гарантии, которую выдал подрядчик ТОО «Гарант Строй 2006», закончился в 2012 году. По ее словам, ремонтные работы по возведению вентилируемой кровли над актовым и спортивным залами были выполнены ТОО летом 2009 года. Первая протечка произошла в сентябре 2009-го. Подрядчику об этом сообщили. «Гарант Строй 2006» выполнил работы по устройству разуклонки кровли и покрытию ее бикростом в два слоя. Это помогло слабо – следующая протечка произошла весной 2010-го. После чего подрядчиком вновь была сделана разуклонка кровли уже в другом месте. После проведенных работ протечки не наблюдались до 2012 года. В 2012-м за счет местного бюджета были выделены строительные материалы (рубероид и битум) для ремонта покрытия в отдельных местах, где произошел разрыв.
Что за разрыв? Тут вообще интересное объяснение. В ответе отдела образования значится следующее: «Кровля протекает изза разрыва цементнопесчаной стяжки и покрытия (бикрост). Разрыв происходит в связи с тем, что в городе еженедельно производятся взрывы в карьере АО «Костанайские минералы». Кроме этого здание СШ №3 находится на болотистой местности».
Это объяснение я процитировала Владимиру Кочину, известному в области специалисту с большим стажем, осуществляющему технический надзор. Он был, мягко говоря, удивлен. И сообщил, что даже при наличии взрывов и заболоченной местности все обстояло бы не так: если уж в кровле лопается стяжка, то здание должно просто трещать по швам. Начинается-то такой процесс не с крыши. Сначала фундамент, потом стены. А уж кровля трещит в самый последний момент! Кроме того, Владимир Федорович объяснил, что, конечно, у разных типов кровли свой срок существования. Но как минимум десять лет любая из них – если, конечно, сделана по уму – протекать не должна.
Майра Бимагамбетова говорит, что сейчас уже ничего с подрядчиком поделать нельзя и ответственности он нести не будет. А вот почему в свое время не подали на него в суд, она ответить не может. И утверждает, что сейчас подавать иск уже поздно. В будущем планируется провести текущий ремонт данной кровли за счет местного бюджета. Но надолго ли его хватит? И почему за нерадивость подрядчика государство должно платить из собственного кармана? Кажется, на эти вопросы ответ получить не у кого.