2024 год можно смело назвать переломным в истории развития современной музыки. В начале года практически одновременно стартовали две музыкальные нейросети – Udio и Suno. В рамках полосы «Камертон» мы решили попробовать, что это такое. Получилось зайти немного дальше.
Таким видит нейрокомпозитора нейросеть Kling AI.
Нажми на кнопку
Прежде всего, почему появление двух вышеуказанных нейросетей это революция. Udio и Suno пишут песни на ваш текст, а также могут придумать слова самостоятельно. Для этого нужно дать им задание (промпт), например: «Грустная песня о любви и разлуке, действие в которой происходит на перроне вокзала в ожидании прибывающего поезда». Доверять писать стихи нейросети мы не стали, памятуя о «достоинствах» ChatGPT, зачастую несущей разную околесицу.
Основой эксперимента стали четыре готовых текста о Костанае: «120-й автобус», «Проспект Абая», «На Наримановке» и «Маньяк на СХИ». Интерфейс музыкальной нейросети интуитивно понятен. Текст помещается в отдельное окошко, чуть ниже указываем, какой стиль музыки нам нужен. Например, «Проспект Абая» будем «сочинять» в электро, чтобы передать современный пульс города, а «Маньяк на СХИ» – в евродиско, так как слухи о злоумышленнике были в ходу в 90-е годы. Как раз в годы расцвета евродиско-групп.
В самом нижнем окошке – название песни. Опыт впоследствии показал, что характер песни будет продиктован не только текстом, но и названием. Будьте уверены, нейросеть прекрасно понимает, с какой интонацией петь. Существительное «разлука» может добавить надрыва, а прилагательное «таинственный» – мистического звучания. Итак, нажимаем кнопку Create. Понеслась!
Долой иронию
Самая проблемная сторона сервиса – то, как нейросеть придерживается указанного стиля. Песню «120-й автобус» мы заказали как причудливую смесь русского рэпа и софт-рока. На выходе получилось что-то в духе группы «Браво». Скорость создания песни – фантастическая, что-то около 20 секунд. За это время искусственный интеллект (ИИ) успевает ознакомиться с текстом, подобрать ему соответствующее звучание, затем придумывает мелодическую линию и создает аранжировки.
Говорят, что создатели скормили ИИ сотни тысяч мировых хитов. Поэтому аранжировка получилась тоже на мировом уровне. Плохо, что качество звука на троечку. Это вам далеко не компакт-диск и даже не mp3 с сайта Zaycev.net. Но что касается мелодии и голоса – это нечто. Еще месяц назад я иронически воспринимал идею создания песен нейросетью, но после четырех экспериментальных песен Остапа понесло.
В общем, родилось очень много песен. Все они были загружены в виде плейлистов на Youtube. За две недели канал набрал тысячу подписчиков. В основном из России, Казахстана и Украины, но процентов десять – из дальнего зарубежья. Пришло время подать на монетизацию. И, о чудо, ее одобрили. Правда, тут же забанили за повторяющийся контент.
Но врагу не сдается наш гордый «Варяг». Все песни с Youtube мы удалили, оставив лишь четыре первые композиции для читателей «КН». Их можно послушать, перейдя по QR-коду. Пришло время узнать, как работает мировая дистрибьюторская сеть.
Извини-подвинься
Дистрибьюторских компаний в мире много. Это те самые товарищи, что проверяют ваш музыкальный материал и затем рассылают его стриминговым платформам. Например, компания Offstep, которую мы выбрали, отправила наши песни в такие известные магазины, как iTunes, Spotify, SoundCloud, Boomplay и так далее. Немного возни с заполнением данных на каждую песню, и вуаля! Напротив названий платформ появляется слово Delivered, что означает «отправлено». Сами магазины будут модерировать ваши песни в среднем 21 день. К слову, в их фонотеках уже немало композиций, сочиненных искусственным интеллектом. Порой их не отличить от песен, написанных живыми людьми.
Сегодня в связи с нейросетью многие предвещают гибель мирового музыкального бизнеса. Нет, этого не произойдет. Просто сама музыка изменится. Частично она будет сгенерирована нейросетью, кто-то будет просто черпать в ней музыкальные идеи, а затем перерабатывать. Живые человеческие голоса пока еще востребованы.
Подобное в истории музыки происходило не раз. В начале 60-х, когда Боб Дилан сменил акустическую гитару на электро, половина поклонников отвернулась от певца. Не смогли простить Дилану «искусственный звук». The Beatles пошли еще дальше, использовав синтезатор и блок эффектов distortion. В 80-е годы на рынке появились так называемые самоиграйки: синтезаторы PSR и PSS от Yamaha. Тогда все тоже кричали: что это за музыканты? Нажали одну клавишу, и заиграл целый оркестр.
Музыкальная нейросеть вскоре станет такой же привычной «самоиграйкой», которая еще и «самосочиняйка». Музыканты никуда не исчезнут. Но им придется подвинуться и где-то уступить «нейрокомпозиторам».