«Один вариант – резерват, другой – СЭЗ»
Андрей КОВАЛЬ, директор Центра науки КРУ им. А. Байтұрсынұлы, кандидат экономических наук, член Общественного совета Костанайской области
– Андрей Петрович, Президент поручил разобраться с майнингом. Для большинства даже слово малопонятное, фантом. И как «разобраться», тоже надо понять.
– В Послании, да и в экономике, майнинг далеко не самый злободневный вопрос. Его используют для формирования прогрессивной риторики и глобальных перспектив.
– Раскручивают? Как и само явление новых бесплотных денег на мировом рынке?
– Криптовалютный рынок задумывался как самый децентрализованный, свободный от контроля, как инструмент высокодоходного и высокорискового инвестирования. Проверить и проконтролировать его на сегодня и в ближайшем будущем невозможно. Здесь более уместен вопрос доверия контрагентам. Захотят показать доход – покажут, а нет – будут затраты, прежде всего, электроэнергии. Ряд стран пошел по пути запрета именно по причине неподконтрольности майнинга и его контрагентов. Многие говорят даже о транснациональной альтернативе банковской системе.
– В будущем. А в настоящем?
– На мой взгляд, есть два пути реализации поручения Президента: резерват, т.е. вынесение майнинга на определенные территории по аналогу с казино. Второй: размещение его в специальных экономических зонах на определенных условиях в рамках социального договора. Контроль можно вести через расход электроэнергии, трафика Интернета и др. Криптотематика и майнинг – это точка уязвимости: в стране энергодефицит, операции не прозрачны, налоговых поступлений ждать не стоит, если учитывать наш уровень налоговой культуры. Пока для наведения порядка на этом рынке предпочтительнее выдавливать «серых» майнеров за пределы страны, но не через запреты, а через штрафы, барьерное налогообложение и энергетические лимиты. Работать над созданием стимулирующей законодательной базы, контрольных индикаторов и пулов ответственных предпринимателей в этом направлении.
«Бороться надо не с майнингом, а с безобразиями на этой почве»
Петр СВОИК, политик, экономист, кандидат технических наук
– Петр Владимирович, как вы считаете, плохо контролируемая геополитика тянет за собой плохо контролируемые технологии? Теперь и в Казахстане майнинг встал на повестку, что нашло отражение в Послании главы государства. Что за этим последует?
– Майнинг – создание цифровых денег, а если точнее, то информации в цифровом виде. Надо понимать, что современные деньги это информация, которая держится на очень большом и все более растущем потреблении электроэнергии. Она нужна для мощных компьютеров, которые в связке работают по всему миру 24 часа в сутки. Спрут, если прибегнуть к метафоре. Вы спросили о связи геополитики с этими технологиями, отвечаю: от войны на Украине и до ареста во Франции Павла Дурова (основателя сети ВКонтакте и мессенджера Telegram. – Прим. авт.) – все глубоко увязло, увязано и завязано. На мировом рынке появились новые деньги, жирная добыча. В этом суть всего. Почему? Переход от нынешних денег, будем говорить, аналоговых к цифровым – это полная революция во всех смыслах, начиная с того, что в этих технологиях банки и особенно центробанки просто не нужны. Технологии блокчейна, которые пока опробуются на неких частных, неизвестно кем затеянных проектах типа биткоина, отменяют банковскую систему.
– Оно нам надо?
– Нормальный вопрос, в котором и Президент поручил разобраться. В идеале эти непонятно кому принадлежащие цифровые системы должны стать государственными. На этих технологиях со временем могут работать и межгосударственные расчеты. В октябре в Казани собирается саммит БРИКС, где если и не введут в действие такие новые системы цифровых расчетов между собой, то, во всяком случае, в повестке это будет. Технически, говорят, все уже отработано, осталось принять политическое решение. И это будет мировая революция.
– Мы ее переживем? Страна запланировала три новых ТЭЦ, граждане на референдуме проголосуют «за» или «против» строительства АЭС на Балхаше, чтобы решить вопрос энергодефицита. Но тут же ко всем новациям присоседится этот вампир – майнинг.
– А это другая сторона Луны. Нынешний «семейный» майнинг, упомянутый выше спрут, самым нахальным образом присосался, по-другому не скажешь, к генерирующим мощностям. Мало того, что наши мощности исчерпаны, так еще все это работает не на казахстанский рынок, не на казахстанский бюджет, не на казахстанскую экономику. Потому что такой продукт, как майнинг, он вообще даже классификации не имеет. Он работает на чужие денежные системы, и это – бессовестная нажива на терпящей бедствие национальной энергетике.
– Другими словами, это международная мафия, криминал? Что с этим делать? Прикончить в зародыше?
– Наоборот. Надо привести в нормальное состояние отечественную электроэнергетику, перестать использовать её в качестве частной коммерческой кормушки, восстановить над ней нормальный государственный контроль, наладить инвестиционный процесс вне роста тарифов. Это позволит обновить и расширить генерирующие и сетевые мощности при сохранении тарифной стабильности. Действовать на опережение, и не за счет чужой валюты, будь она китайской, российской или корейской. Надо поднять на щит свою, казахстанскую, денежку и наши генерации.
– Довольно абстрактно звучит. Или привычно.
– Все реально. Государство Казахстан должно взять в свои руки майнинг. Его можно, конечно, доверить и частнику, но под строгим государственным контролем. Это слишком важное и полезное дело, чтобы подпускать к нему каких-то ловких ребят, хоть своих собственных, хоть, тем более, иностранных. Потому что майнинг – это перспектива казахстанской энергетики.
– Сейчас майнеры – похитители электроэнергии, завтра государство возьмет дело в свои руки, и черное станет белым?
– Еще раз: майнинг, который сейчас в общественном мнении представляется как некое безобразие, как бессовестное обогащение кого-то за счет дополнительного износа и использования казахстанских мощностей, а он таковым в нынешнем исполнении и является, и это безобразие надо искоренять. Но искоренять надо не майнинг, а безобразие. А майнинг, если его хорошо поставить, это перспектива не только Казахстана, но и всего мира.
– Казахстан достаточно развитое государство, чтобы удачно встроиться в бесконечные цепи «товар – криптовалюта – товар»?
– Для экономики страны, которая будет производить майнинг на основе национального энергопроизводства, а это одно из условий, других технологий и желать не надо.
– Одно из условий – национализация электроэнергетики. Правильно я поняла? Какие есть вторые – третьи – пятые условия?
– Участвовать в мировом майнинге на лидирующих позициях. А чем определяется лидирование в майнинге? Стоимостью электроэнергии. На постсоветском пространстве, между прочим, стоимость электроэнергии самая низкая в мире. Именно потому, что еще сохраняется бывшая советская энергосистема, она имеет возможность поддерживать самую низкую в мире стоимость электровыработки, и если ее сохранять на должном уровне, так может продолжаться и впредь. Имею в виду тариф. Хотя всякие разные «зеленые» технологии всячески работают на то, чтобы повысить стоимость энергоснабжения. Но, тем не менее, именно Казахстан имеет все возможности стать одним из мировых лидеров майнинга, и эта перспектива для нас вообще более заманчива, чем какая либо другая, между нами говоря, «правильная» или понятная всем и каждому.