Лес сгорел, но щепки все еще летят: в Семиозерном лесхозе массово убирают последствия большой беды.
Страшный пожар, испепеливший десятки тысяч гектаров в 2022 году, не оставил на этих площадях живого места. Однако работа по очистке погубленного леса идет медленно. Или, если говорить более корректно, разработка гари ведется по мере имеющихся сил и возможностей.
Впрочем, непосредственно лесхоз в этом не виноват – его сотрудники работают на износ. Проблема в том, что людей здесь не хватает. И проблема эта системная. Труд тяжелый, а зарплата небольшая. Гнуть спины на прежних условиях соглашается все меньше людей.
Посадки нет
И в этом году ее больше не будет. Помнится, в прошлом году, в это самое время семиозерцы большим фронтом высаживали молодняк. Продиктовано это было планом. За прошлый год в Семиозерном лесхозе нужно было высадить сосну на 877-ми гектарах. На осень из этого объема пришлось 327 га. Всё успели.
Однако не только годовой план диктует условия работы. Гораздо большую власть имеет погода.
– Прошлый год был хорош для посадки. Он был дождливый – это сопутствует работе. В этом году картина иная. Дожди были, но у нас сейчас сухо. Наше дело очень сильно завязано на погоде. В этом году необходимой влаги в почве нет, и мы не рискуем вести осеннюю посадку – приживаемость может быть очень плохой, – говорит директор Семиозерного лесхоза Еркен Баймагамбетов.
Показатель приживаемости прошлогодней сосны он называет неплохим – на уровне 55%. Однако точные данные будут известны по итогам инвентаризации. Она еще не закончилась.
Уборка гари
Это направление работы сейчас основное. Напомним: пожар, случившийся два года назад на территории двух лесхозов – Семиозерного и Басаманского – уничтожил 32 тысячи гектаров лесопокрытой площади. За два года убрано всего 6,5 тысячи га.
В частности, активная работа по санитарной рубке идет в Новонеженском лесничестве Семиозерного лесхоза. Здесь трудится бригада из 15 человек, задействовано пять тракторов. Самое сложное – это ручная очистка лесосеки от порубочных остатков. Работа эта необходимая, но желающих выполнять ее, к сожалению, очень мало. Порубочные остатки, к слову, хороши для сжигания в печи. Сельчанам раздают их бесплатно. Однако мало кто берет. Местные жители хотят, чтобы их привозили к домам. У лесхоза такой возможности нет.
– У нас гарь на площади 13 тысяч гектаров. Всю эту площадь нужно убирать подчистую. На данный момент убрано только 20% объема – за два года. Это очень медленно. Нам, как и другим лесничествам, не хватает рабочих рук, – говорит руководитель лесничества Руслан Шопенов. Работы по очистке гари будут идти постоянно. Сезонности нет в этом деле. Только в лютые морозы и проливные дожди у рабочих будут передышки.
Дела текущие
В целом они не так плохи. По словам Еркена Баймагамбетова, пожаров, как таковых, в этом году не было. То есть возгорания-то были, но разрастись в полноценное пламя они не успевали. Лесники выезжали на точки задымления, успевая вовремя. И тому есть две причины.
Причина первая – новые системы видеонаблюдения. Устанавливать их начали в прошлом году. Первым делом видеопомощники появились у Новонеженки и Аманкарагая. А уже в текущем году ими оснастили села Дузбай и Диевка. Благодаря видеонаблюдению стало возможно именно раннее обнаружение пожаров.
Вторая причина – это наличие наблюдательных вышек. Да, все они построены полвека назад. Да, две из них находятся в аварийном состоянии. Но! Работающие там вышкари – это очень опытные сотрудники. Такие кадры крайне важны в деле сохранности леса. Видео помогает, но не заменяет такого специалиста. А вкупе – опытный вышкарь и наличие видеонаблюдения – дают ощутимый противопожарный эффект.
P.S. Есть хорошая новость, ею хочется и закончить. Инженеры лесо-семенного центра определили – в почве на гарях 2022-го года содержится большое количество семян сосны. Это значит, что при хорошей погоде может начаться массовое естественное восстановление леса. Сосна сама пробьет себе дорогу жизни. Более того – уже пробивает. Самосев, выстреливший в этом году, – это, по сути, элита своей породы. Зиму он переживет на 100% – это сильные растения, прошедшие естественный отбор