У пенсионерки Галины ЯЩЕНКО (на фото слева) была единственная цель – не лишиться дома. Защищала, но в итоге осталась без жилья плюс должна банку миллионы. Все из-за мошенников.
Помогу потерять всё...
24 апреля женщине позвонили и сообщили, что у ее симкарты истекает срок годности. «Сотрудники» убедили Галину Михайловну, что ее нужно перерегистрировать. Пенсионерка поверила. И далее последовала инструкциям голоса в трубке – скачала специальное приложение (как потом оказалось, удаленного доступа). Назвала нужные голосу коды. То же самое женщина сделала и с телефона супруга. В тот же день Галина Ященко получила еще один звонок – якобы из службы безопасности. Мужской голос ей сообщил, что она стала частью схемы мошенников и теперь ей просто необходимо помочь их уличить.
– Внушили ей, что она чуть ли не оперативный работник, который помогает в разработке этих мошенников. В мессенджер скинули удостоверение личности, документы, она поверила. Потом, конечно, удалили, – поясняет представитель семьи Ященко в суде Наталья Скоробогатова (на фото справа).
– Он сказал: «Я вам помогу», – подхватывает Галина Михайловна. – Я еще подумала, мол, как быстро работают, мошенники только позвонили, а уже их вычислили.
В течение месяца с Галиной Михайловной и ее супругом на связи был мужчина из «службы безопасности». Семейную пару предупредили: никто не должен знать. Объясняли тем, что в окружении могут быть соучастники мошенников. И супруги молчали. Да и распространяться особо было некому, родных в Костанае у них нет.
– Через время сказали, мол, ваша квартира уже продана. Скинули изображения документов, подтверждающих, что на Галине Ященко нет имущества. Якобы справка, – говорит представитель.
Ни денег, ни квартиры
Конечно, Галина Михайловна пришла в ужас. Женщина признается – ей нужно было только одно: остаться при своей квартире. Поэтому после такой «справки» бдительность она окончательно потеряла и доверилась телефонному собеседнику. Он внушил ей, что квартиру еще есть возможность сбыть, но сделать это нужно как можно быстрее. После чего деньги нужно положить на счет «службы безопасности». Кроме того, семью пенсионеров убедили взять кредиты.
160 тысяч тенге в одном банке взяла сама Галина Михайловна, а еще два займа на нее оформили, как предполагается, мошенники – 1 млн 330 тысяч на жену и 880 тысяч тенге на мужа. Покупатель через риелтора нашелся быстро. Это из-за низкой цены: часть дома, состоящую из двух комнат, продали за 6,5 млн тенге.
– Я не собиралась продавать свою квартиру, поэтому даже не было времени найти покупателя по нормальной цене. Он вошел ко мне в доверие. Когда узнала, что на мне якобы не числится моя квартира, испугалась. Думала, что он правда хочет помочь. Спрашивала, а как быть потом с покупателем квартиры? Он утверждал, что сделка купли-продажи будет отменена. Покупателю вернут деньги, я останусь при своем жилье, – говорит Галина Ященко.
Конечно, этого не произошло. В мае квартиру купили, состоялась сделка. Получив деньги, Галина Михайловна положила их на карту и перевела туда, куда сказал «помощник».
– После этого он перестал выходить на связь. И так по сей день. И я только тогда поняла, что меня обманули. Пошла в полицию, написала заявление.
– До сих пор не определен круг подозреваемых, – говорит Наталья Скоробогатова.
Не вариант
На днях 67-летней Галине Михайловне сделали операцию. Ее супруг, 68-летний Леонид Владимирович, тоже нездоров. Их сын два года назад умер от онкологии. Из родственников у Ященко осталась только сноха в России.
25 июля в городском суде было вынесено решение о выселении Галины Михайловны и Леонида Владимировича из этого дома. Иск подала новая хозяйка дома, и ее можно понять: она купила недвижимость, хочет стать его полноценной собственницей. И юридических оснований для признания договора купли-продажи недействительным нет.
А пенсионерам некуда податься. Единственный вариант, который удалось найти, – небольшой вагончик в дачном обществе, который предложили знакомые. Денег на аренду полноценного жилья у Ященко нет, поэтому выбирать не приходится.
Кто поможет?
Представитель от имени супругов написала заявление в акимат с просьбой предоставить им хотя бы временное жилье на зимний период. Какой будет ответ, пока неизвестно, но вряд ли положительный, ведь подобных прецедентов, а значит, и механизмов предоставления жилья у нас еще не было. Технически все деньги мошенникам Ященко отдали добровольно. Так же происходит в большинстве мошеннических схем, и это одна из причин, по которым большая часть обманщиков остаются безнаказанными. Уголовное дело по факту мошенничества, в котором семейная пара признана потерпевшими, пока расследуется.
Пенсия у супругов Ященко – меньше ста тысяч тенге на каждого. Остались не только без крыши над головой – на них кредиты. К слову, очно в банке дали кредит только 160 тысяч, объяснив это тем, что взять больше доход, точнее пенсия не позволяет. Но при этом по удаленному доступу на этих же людей оформили еще больше двух миллионов. Это ли не показатель того, что финансовая безопасность граждан оставляет желать лучшего?– Мы обращались в агентство финансового мониторинга, чтобы понять, как моим клиентам могли одобрить такие большие суммы. Оттуда пришел ответ – суммы кредитов соразмерны с доходами супругов, – прокомментировала представитель семьи.
Кроме того, оказалось, что у банка имеются даже биометрические данные для верификации по внешности – это не просто изображение лица, а фото с поворотами головы и морганием. Проще говоря, в динамике. Галина Михайловна этому поначалу удивилась, а потом коечто вспомнила:
– Да, тот человек из «службы безопасности» меня фотографировал, просил повернуть голову, моргнуть.
Что имеем...
Времени, чтобы найти временное пристанище, у пары осталось немного. На решение о выселении Ященко подали апелляционную жалобу. Надеются, что расследование за это время сдвинется с мертвой точки и чтото решится. 3 октября в областном суде рассмотрят эту жалобу. Большая вероятность, что решение останется прежним – просто нет предпосылок к обратному. И решение суда нужно будет исполнять как можно быстрее.
– Это время мы максимально будем использовать, чтобы найти, где нам жить. Хоть бы какую-нибудь комнату дали. Как быть людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации? В этой квартире я выросла. Она досталась нам с сестрой в наследство от родителей...
«КН» обратились в управление координации занятости и социальных программ акимата Костанайской области. Заместитель руководителя ведомства прокомментировала, что в таком случае государство может предложить место в интернате. Для этого супругам Ященко нужно обратиться в отдел соц защиты по месту проживания и объяснить ситуацию. В таких центрах оказания специальных социальных услуг есть медперсонал, так что за послеоперационный и другой уход можно не беспокоиться. Правда, таких центров у нас в области осталось только три – в Рудном, Федоровке и Карасу.
Фото Ярославы БОГАТЫРЁВОЙ