Когда на полях ещё идёт уборочная страда, на рынках сельхозпродукции уже начинается настоящая битва.
Продать или придержать?
В первой половине сентября казахстанские аграрии, в том числе и костанайские, били челом Министерству сельского хозяйства страны с просьбой установить для Продовольственной контрактной корпорации (ПКК) достойную цену пшеницы по договорам форвардного закупа. Чтобы она стала своего рода мерилом для других покупателей зерна на нашем отечественном рынке. Вскоре прейскурант появился. Да, цены в нем значились несколько ниже тех, что называли аграрии. Зато несколько выше той стоимости, по которой стали покупать зерно местные переработчики.
ПКК стала приобретать пшеницу третьего класса, в зависимости от клейковины, от 85 до 100 тысяч тенге за тонну. Четвертый-пятый класс оценили в 60-75 тысяч тенге, ячмень второго класса – 50 тысяч тенге.
Эти цены, конечно, не назовешь высокими. Но и жарко оспаривать аргументов нет. Стоимость, скажем так, адекватная, если учесть сложившуюся на мировом зерновом рынке ситуацию, где очевиден перебор имеющейся продукции. Тем более что и стоимость масличных культур, которых с каждым годом сельчане стали сеять все больше, на казахстанском рынке сейчас начала расти. Допустим, лен и рапс в первой декаде октября торговались в среднем по 195 тысяч тенге за тонну. Однако предполагается, что порог поднимется до 250 тысяч тенге. Поэтому эксперты рекомендуют придержать этот товар – дождаться ценового повышения.
А вот подсолнечник несколько просел – за него предлагали не более 165 тысяч тенге за тонну. Считается, что цена на него еще не сформировалась. Что касается других масличных культур, то в северных регионах страны цена на сафлор высшего качества составила 90 тысяч тенге за тонну, на сою – 200 тысяч, на горчицу – 250 тысяч.
Вместо хэппи-энда
Казалось бы, сельчанам нужно подождать, когда цены на выращенный урожай поднимутся к максимуму, продадут его и будут спокойно ждать следующего сезона. Но давайте посмотрим на сегодняшнюю реальность с точки зрения наших земледельцев. И, поверьте, тогда предполагаемый хеппи-энд начинает исчезать.
По мнению главы крестьянского хозяйства из Федоровского района Владимира Заверухи, если говорить о ценах на пшеницу мягких сортов третьего класса, вырисовывается печальная картина и даже хуже. Дело в том, пояснил он, что когда случаются неурожайные годы, местные поля дают высококачественную пшеницу. Казалось бы, вот тогда и продать ее по соответствующей цене, чтобы компенсировать сниженную продуктивность. Но, увы, всякий раз цена на нее сразу же становится низкой. Аграриям говорят, мол, на мировом рынке зерна много, в том числе у соседей, и поэтому наши мукомолы предпочитают покупать продукцию у них, так как продают по более низким ценам.
Парадоксы
– В позапрошлом году мы были вынуждены продавать пшеницу по цене 70 тысяч тенге за тонну, – говорит Владимир Николаевич. – Хотя клейковина у нее была 36-37%. А в прошлом году, конечно же, качество зерна было очень плохое. Его мы в лучшем случае продавали по 45- 50 тысяч тенге. Поэтому надеялись на нынешний год. Но что же получилось: сначала вроде бы стали покупать у нас пшеницу по 80 тысяч тенге, а сейчас дают за нее лишь 57-60 тысяч. Почему? Потому что мукомолы уверяют: им не нужен третий класс, просят четвертый-пятый. Но фактически они попросту не хотят давать достойную цену. Дескать, у россиян пшеница стоит дешевле. Да, переработчики, конечно, готовы взять третий класс, но по цене четвертого. Вот такая у них сейчас философия. И теперь мы оказались в очень сложной ситуации: людям надо зарплату выдавать и рассчитываться за кредиты, которые брали, но денег нет. Поскольку нам сейчас не удается продать нашу трехклассную пшеницу даже по 60 тысяч тенге! Скажем больше: и Владимир Заверуха, и его близкий родственник, который возглавляет соседнее КХ, имеют сертификаты на производство органической продукции. Таких «зеленых» хозяйств не только в нашей области, но и по всему Казахстану можно перечесть по пальцам. К сожалению, в последние годы пшеницу, имеющую знак «органик», зарубежные покупатели перестали приобретать из-за проблем транспортной логистики. А у нас, получается, такое зерно производители не могут продать даже по достойной цене. Вот такие рыночные парадоксы.
ЦЕНные ожидания
Минсельхоз заявил, что стоимость зерна растет.
Альтернативных поставок нетВ МСХ РК сказали, что период снижения цен, вызванный поступлением зерна урожая 2024 года, сменился на устойчиво повышающийся тренд. Специалисты ведомства пояснили, что «с начала уборочных работ в июле экспортная цена российской пшеницы на Черном море оценивалась в 216 долларов за тонну, согласно данным Международного совета по зерну. Это означает, что за минусом стоимости логистики (90 долларов за тонну) цена на казахстанскую пшеницу приравнивалась к 61 тысяче тенге за тонну. Однако цена пшеницы на Черном море увеличилась до 250 долларов, или в пересчете на тенге до 78 тысяч за тонну».
При сложившихся мировых ценах, считают в Минсельхозе, отечественные производители находятся в выгодном конкурентном положении. Предложение от покупателей из стран Центральной Азии сейчас сложилось на уровне 65-70 тысяч тенге за тонну, исходя из уровня российских цен. При этом есть задел для роста до 75 тысяч за пшеницу с клейковиной 23%, так как альтернативных поставок этого зерна по таким ценам для данных рынков нет. Аналогичная ситуация также складывается по ячменю: текущие цены на его экспорт на Черном море подорожали до 206 долларов за тонну и есть тенденция к дальнейшему повышению.
Выражена заинтересованность
Делегация из КНР в очередной раз побывала в Казахстане для ознакомления с потенциалом аграрного сектора нашей страны. И на прошедшей в октябре встрече министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров и председатель правления China Grain Reserves Group Ltd. Дэн Иу говорили о возобновлении экспорта зерна в КНР.
Глава китайской компании, отвечающей за управление и эксплуатацию центральных резервных запасов сельхозпродукции, выразил заинтересованность и в поставках масличных культур и сои. По его словам, Китай ежегодно импортирует 100 млн тонн зерновых и масличных культур. И поэтому, сказал Дэн Иу, «мы намерены сотрудничать с вами и заключить договор о поставках». В итоге участники встречи предварительно договорились об экспорте первых 100 тысяч тонн зерновых и такого же объема масличных культур. А ответственность за консолидацию партии лежит на Продкорпорации.
А еще пару недель назад состоялись переговоры министра сельского хозяйства РК с главой водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кыргызстана. После этого достигнута договоренность о поставках казахстанского зерна в КР. Первую пробную партию отгрузят в ближайшее время.