Клуб «Валдай» – международная дискуссионная площадка, которая на прошлой неделе снова стала «горячей». Главной была тема евразийской безопасности.
В перспективе – многополярность
Мировые издания цитируют выступление на сессии президента России Владимира Путина. Но «размер» той модели, о которой он говорил, вполне актуален и для «фигуры» Казахстана: «Поднимаются новые державы. Народы четче и яснее осознают свои интересы, свою самобытность и идентичность, все тверже настаивают на достижении целей развития и справедливости». Путин говорил о формирующейся на наших глазах многополярности мира, назвав это феноменом в международных отношениях. И подчеркнув, что многополярность создается в Евразии.
«Необходимость, которую мы наблюдаем, – это обеспечить политическую независимость, независимость экономической политики, когда страны больше не являются просто зрителями в международных отношениях», – заявил Путин. По его словам, еще десять лет назад многие ожидали, что «Центральная Азия станет источником столкновения между Россией и Китаем. Напротив, мы видим, что это территория взаимодействия».
Выступая на другой диалоговой площадке, в Астане, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорил о том же:
– Мы абсолютно привержены региональной политике, тесному сотрудничеству со всеми нашими ближайшими соседями в Центральной Азии. Чем шире мы будем сотрудничать, тем лучше для интересов Казахстана и других стран Центральной Азии. Наши политические принципы направлены на укрепление стратегического баланса. Я думаю, что Центральная Азия становится все более заметной на карте мира.
«Знаковое событие и стратегическое партнерство»
Именно так глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказался о предстоящем государственном визите в республику президента России Владимира Путина.
– Наши отношения носят образцовый характер и динамично развиваются. Предстоящий визит придаст дополнительный импульс нашему стратегическому партнерству и союзничеству, – сказал Президент.
Конечно, говорить есть о чем. Одной из тем, предполагают аналитики, должно стать строительство в Казахстане атомной электростанции. На прошлой неделе Касым-Жомарт Токаев побывал с государственным визитом во Франции. Накануне поездки во французской газете Le Figaro вышла его статья, в которой Президент Казахстана говорит, что республика является мировым лидером по производству урана и «рассчитывает сохранить свой статус надежного партнера французской атомной промышленности». Рассказывает о состоявшемся 6 октября референдуме по строительству АЭС. Как известно, французская государственная компания – один из четырех кандидатов на строительство атомной станции. Среди других потенциальных поставщиков – компании из России, Китая и Южной Кореи. Будем торговаться? А, главное, что может стать решающим в этом торге?
Интерес опосредованный?
После победы Дональда Трампа на президентских выборах в США аналитики ринулись обсуждать, как это отразится на различных странах и регионах, в том числе на Центральной Азии. Большинство склоняются к мнению, что опосредованно. Значительных изменений в политике США по отношению к Центральной Азии никто не ждет. Все будет идти своим чередом. Политолог из Киргизии Медет Тюлегенов, например, заявил:
– С точки зрения экономики есть интерес к каким-то месторождениям, особенно в Казахстане. Но больше, чем это, мне кажется, интересов нет.
А вот как видит ситуацию депутат Мажилиса Казахстана Ермурат Бапи.
– Что касается Казахстана, я не могу сказать, что Казахстан играет такую большую роль в мировой политике. Однако, поскольку именно нефтяной сектор формирует основной государственный бюджет страны, в этом секторе у нас могут возникнуть небольшие проблемы. Если США возьмут радикальный курс из-за санкций, направленных против России и Казахстана, из-за цен на нефть, и попытаются снизить цену на российскую нефть, то, я думаю, есть риск, что это окажет определенное влияние на наше экономическое положение.