Так в шутку в ТОО «Трояна» говорят о деятельности своего цеха по производству пакли.
Не проблема, а выгода
Этот фоторепортаж был запланирован еще семь лет назад. В ноябре 2017 года «КН» опубликовали материал о единственном казахстанском сельхозпредприятии, где начали перерабатывать льняную солому. Речь о ТОО «Трояна» Федоровского района.
Эта солома – настоящая головная боль аграриев. Запахивать ее в почву нельзя, поскольку она очень долго разлагается. Но троянцы, которые в 2009 году начали выращивать лен, решили этот вопрос: они стали сжигать тюки льняной соломы в двух котельных, отапливающих мельницу и МТМ.
А потом директор «Трояны» Юрий Малышко совместно со своим соратником – руководителем ТОО «Жанахай» Евгением Пигаревым – решил использовать эту солому для производства нужной продукции – строительной пакли. Разработали проект, ездили в российские регионы, где уже использовали для переработки пожнивные остатки льна, нашли нужное оборудование. И в 2015 году в ТОО «Трояна» началось создание первого перерабатывающего цеха. А в начале 2016 года пошли первые партии пакли.
Но потом цех приостановил свою работу. Ведь завезенное оборудование было рассчитано на переработку льна-долгунца, из которого делают ткань, а не масличного льна-кудряша, выращиваемого в нашей области. Как быть? Юрий Михайлович связался со специалистами Костанайского ТОО «КазНИИМЭСХ» (ныне КФ ТОО «НПЦ агроинженерии»), которые под руководством научного сотрудника Николая Бирюкова начали модернизировать станки и под них разрабатывать иную технологию производства.
Как раз в период создания второй очереди этой переработки мы и беседовали с Юрием Малышко. Договорились с директором, что позже встретимся в модернизированном цехе. Наша встреча немного затянулась. Сегодня производство пакли уже крепко стоит на ногах.
Безотходное производство
– Мы неслучайно шутим над режимом работы этого цеха, – говорит Юрий Михайлович. – Потому что он действительно запускается только в свободное от полевых работ время. Меня ведь изначально волновал в этом проекте не столько экономический аспект, сколько социальное направление – то есть создать дополнительные рабочие места, где люди смогут трудиться круглый год. И это удалось. Вот, пожалуйста, нынче уборка урожая и его подработка на мехтоках уже завершились, и поэтому с начала ноября этот небольшой коллектив приступил к выпуску пакли.
Да, здесь сейчас работают лишь пять человек: четыре на станках и оператор теплогенератора. Когда мы вошли в цех, в начале линии стоял Денис Гавель: он распускал рулоны соломы и направлял ее в сушильную камеру. Потом она шла по конвейеру к станкам Анатолия Табунщика и Рахима Успанова. Что делается здесь с соломой – можно только догадываться. Факт: через несколько метров на участок, где стоит Александр Стратулов, выходит уже готовая пакля. Он перебрасывает ее на весы, а потом – под пресс. И спустя пару минут готовый 30-килограммовый тюк отправлялся в штабель.
Есть интересный нюанс: в цехе всегда работают с прошлогодней соломой, поскольку она должна несколько месяцев пролежать в поле в валках под дождем и снегом. Потом ее привозят в цех и после трепания льна его волокно легко отделяется от костры (так называют грубые, неволокнистые отходы, которые могут составлять до 70% стебля). Костру направляют в котельную – это топливо для теплогенератора, которым руководит Вячеслав Школьный. Иными словами, производство безотходное.
Рынок радует
– Сегодня мы ежедневно производим полторы тонны пакли, – рассказывает Юрий Малышко. – И она вся сразу же грузится в фуру, которую мы только что видели у ворот цеха. Этот товар ожидает конкретный покупатель из Екатеринбурга. Хотя вообще-то мы зимой работаем на склад. Но нынешний сезон начался со срочного заказа. И помимо него есть и другие заявки.
В среднем, на протяжении, года мы делаем 100-150 тонн пакли. Получается, что за девять лет ее общий объем составил не менее 1000 тонн. То есть наше производство не назовешь большим. А ведь спрос на паклю стал заметно расти. И не только в строительстве. Ее приобретают для дальнейшей глубокой переработки, допустим, для производства нетканного полотна. А сравнительно недавно к нам приехал предприниматель из Китая, которому наша продукция очень понравилась. И он предложил заключить долгосрочный контракт на поставку ему ежемесячно сразу 500- 600 тонн пакли. Понятно, что такие объемы для нас неподъемные – пришлось отказать потенциальному партнеру. При этом я сказал, что он может получать требуемое при условии инвестиций в нашу область. Почему бы ему не поработать с нашими сельхозтоваропроизводителями, которые выращивают лен – они ведь тоже могут построить подобные мини-заводы. Или мы все вместе могли бы скооперироваться для создания более крупного цеха. Словом, теперь рынок этой продукции стал действительно радовать.