«КН» разбирался в достаточно редкой ситуации – владелица кота обвиняет ветеринарного доктора в гибели животного.
Смерть домашних животных редко вызывает общественный резонанс. Эти трагедии остаются личными событиями в жизни людей и целых семей. Пусть так и будет, но иногда животные умирают на операционном столе или после него. «ЧиЖ» хочет рассказывать о таких случаях – медведка начинает свой путь. Вы скажете – почему медведка? Потому что трагедии с животными происходят в тишине и безмолвии, будто под землей.
Рисунок Владимира Березкина
Мнение владельца
– Моя кошка Марка умерла на Вербное воскресенье. Друзья звонили, поздравляли и пугались от того, что я плакала. Внучка ушла из дома к подруге, сказала, что не сможет быть дома. Марка умирала пять дней, – Валентина Еремеева рассказывает в телефонную трубку о смерти своей кошки, но уже не плачет.
– Что с ней произошло?
– Не с ней, а с ними. У меня дома живут две кошки, у которых начался весенний гон. Жили две. Мне посоветовали сделать им стерилизацию. Я обратилась в ветлечебницу на Дзержинского, 58. Кошек прооперировали, но они очень тяжело переживали наркоз. В конце концов, прошло три дня, а они из него так и не вышли – просто лежали, кричали, рвали. У Марки что-то текло изо рта – мы позвонили в лечебницу и нам сказали приехать, чтобы сделать систему и вывести наркоз из организма. Мы так и сделали, но это не помогло. Прошло еще два дня, и Марка умерла. Она очень мучилась – билась, задыхалась и самое страшное в том, что я ничем не могла ей помочь. В скорую ведь не позвонишь. Эта абсолютная беспомощность… Я только рыдала над ней все это время. Утром Вербного воскресенья Марка еще побилась и умерла. Вторая кошка выкарабкалась.
Женщина считает, что в клинике кошки получили слишком большую дозу наркоза.
Мнение врача
Ветеринар Светлана Шевченко сразу вспомнила кошек.
– Для меня эта история стала очень неприятной. Я буду говорить, как врач. Перед общим наркозом все острые заболевания, а также хронические болезни подлежат пристальному лечению. Наркоз всегда снижает иммунитет и может вызвать обострение. Насколько мне известно, вскрытие показало, что у кошки были очень увеличены селезенка, печень. Вероятно, это связано с вирусной инфекцией. Наркоз стал катализатором инфекции, а иммунитет не справился.
– У обеих кошек?
– Нет, у одной.
– Одна из них тоже еле выкарабкалась, по словам хозяйки.
– Умерла кошка ослабленная. Она была худенькой – ей два года, но выглядела она, как шестимесячная. Мы, конечно, интересовались: все ли с ней нормально. Хозяйка уверила, что – да.
– А какой наркоз?
– Рометар. Все клиники города работают с ним. Кроме этого, мы, конечно, сделали премедикацию – сосудистые, кислород для головного мозга, для сердечной мышцы и снотворное.
– Хозяйка говорит, что вы не взвешивали кошку, доза наркоза ведь рассчитывается по весу животного?
– Да, но она стандартна для кошек такого веса. 0,1 – 0,2 миллилитра. Если животное крупное – тогда, конечно, мы ставим его на весы. На самом деле, мы просили привезти кошку для того, чтобы сделать систему и вывести наркоз. Однако кошку привезли на четвертый день – медицина, к сожалению, не всесильна...
Вопрос без ответа
В протоколе вскрытия Марки сказано: «Гепатит, воспаление желчного пузыря, отек гортани и подчелюстного пространства. На основании анамнеза патологоанатомического вскрытия можно предположить, что смерть произошла вследствие ослабления организма и асфиксии».
«ЧиЖ» связался с ветеринаром Сериком Жусуповым, который производил вскрытие, чтобы узнать ответ на один вопрос: «Смерть наступила вследствие передозировки наркоза или же обострения скрытой болезни?»
– Точно сказать нельзя, – ответил доктор. – Это могло быть обострение патологии, индивидуальная непереносимость наркоза, что-то другое. Причина смерти – асфиксия. Единственное, что ясно.
***
Тело Марки уже кремировано. Даже при большом желании установить истинную причину ее гибели – не представляется возможным. Понятны эмоции хозяйки, заслуживает внимания позиция доктора. Один из ветврачей на ветеринарной станции заметил, выслушав историю:
– Считайте, что Марка умерла не напрасно. Кто-то прочитает и перед простой операцией стерилизации проверит свое животное на какие-то патологии, сдаст анализы, в конце концов, выберет самый подходящий наркоз. Может, эта история спасет чью-то жизнь, а может быть, не одну!
«ЧиЖ» также надеется, что подобного рода материалы благотворно повлияют на качество ветеринарного обслуживания. В редакцию поступило несколько обращений от жителей Костаная с жалобой на деятельность известного приюта для животных «Костанай ЗОО Пульс». Мы еще не знаем кто прав, но это значит, что медведка продолжает свой путь…