Честный рассказ о том, как мы писали тотальный диктант.
«И лья Муромец спасает Русь и не придет на ТД. А ты можешь!», «Марсианин не знает русского и не придет на ТД. А ты можешь!» Именно такими слоганами организаторы диктанта завлекали всех и каждого, кто говорит и пишет на русском.
И если прежде лишь единицы костанайцев принимали участие в акции, слушая диктант онлайн, то в этом году условия изменились. Благодаря Маргарите Тричик, заведующей лингвистической лабораторией КГУ им. Байтурсынова. Именно она взялась организовать диктант для всех желающих костанайцев в стенах университета. Зачем? Для интереса своего и для того, чтобы заинтересовать других.
Мы тоже на свой страх и риск решили поучаствовать в диктанте. Почему на страх и риск? Потому что у журналистов уровень языковой бдительности снижен – прежде чем попасть в газету, наши тексты проходят несколько уровней обработки, главные из которых - редакторская и корректорская правки.
Написать диктант собралось 215 человек – не так уж и мало. Сначала включили видео, на котором автор диктанта Евгений Водолазкин читает текст. Затем начался сам диктант.
Назывался текст «Волшебный фонарь. Часть вторая. Парк». Если вкратце о сюжете, то это размышления автора об умеренной любви к материальному, о том, что он стал бы дирижером, если бы жил в каком-то другом, идеальном мире, мол, «есть в этой профессии какой-то невидимый извне трагизм». Текст сложный - это правда. Но в то же время кажется каким-то искусственным, притянутым за уши и специально усложненным. Очень много деепричастных и причастных оборотов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Пример: «Стоял на плоту, непонятно как поместившись, и по воде растекалась его музыка, и ее вполуха слушали отдыхающие. Вокруг плота плавали лодки, утки, слышны были то скрип уключин, то кряканье, но всё это легко врастало в музыку и принималось дирижером в целом благосклонно». Два предложения, которые на самом деле очень легко было превратить в четыре.
Мыслью о том, что диктант был специально написан как ловушка, я поделилась с Маргаритой Тричик, которая согласилась с тем, что Водолазкин перестарался. А еще отметила: очень заметен тот факт, что он – петербуржец. Слог у него тяжелый и для восприятия сложный.
Результаты диктанта обещали после 22 апреля, но газета выходит 23-го, а материал сдается и того раньше, поэтому я попросила Маргариту проверить мою работу раньше (за что ей большое спасибо). И результатом осталась не очень довольна – три орфографические и одиннадцать (!) пунктуационных ошибок. Оценка – неудовлетворительно. Расстроилась. Даже было немного стыдно: я-то работаю с текстом пять дней в неделю круглогодично, могла написать и лучше. Но Маргарита меня успокоила, сказав, что по сравнению с другими участниками (даже учителями русского языка и литературы!) у меня мало ошибок. Среди написавших диктант немало тех, у кого гораздо хуже обстоят дела с пунктуацией, число орфографических ошибок идет на десятки. На тот момент из проверенных работ только одна заслужила «тройку».
- Я писала в прошлом году диктант онлайн, - рассказывает Маргарита. - Тогда автором текста был Алексей Иванов, и, надо сказать, Водолазкин превосходит его в сложности просто в разы! Но нам всё равно очень понравилось! Главное ведь – приобщение к мировому движению. Думаем, что в следующем году опять проведем диктант. Только с учетом организационных ошибок этого года.
Надо сказать, что рассаживались люди и вправду в небольшой суматохе, некоторые из читающих диктант торопились, чем пишущие были очень недовольны, но в целом всё прошло интересно.
Кстати, откликнулись в основном учителя русского языка, которые привели на диктант своих учеников. Вторая по численности группа – студенты. Ну и мы, журналисты. Я встретила только одного человека, не являющегося ни учителем, ни студентом, пришедшего на диктант из интереса. Правда, Динар Курганбекова – работник учебного заведения. Пришла проверить себя. Взрослых людей не из сферы образования не было. А жаль.
Перед диктантом нам включили шуточный выпуск новостей о том, что безграмотность распространяется, как вирус, проверить на который себя очень легко: достаточно написать слово «в общем». И один из способов противостоять этому – написать тотальный диктант. Хороший, надо сказать, способ. Нам понравилось.