Ребенок, которого забирают из неблагополучной семьи, прежде чем попасть в интернат, до полугода живет в приюте для детей и подростков. За это время готовятся документы, решается его дальнейшая судьба – может, повезет, и у него появятся новые родители.
Пусть мама приедет
Костанайский приют для детей и подростков раньше располагался в районе КСК. Пять лет назад ему выдели часть школьного здания в районе Костанай-2. И в этом неприспособленном месте, работники приюта сумели создать домашний уют. Это чувствуется и в ярких шторах, в обилии комнатных растений, мягких коврах, улыбках взрослых. Улыбаются и дети. Никакого стеснения, зажатости. Словно за их плечами не было невзгод и проблем. Видно сразу, что чувствуют они здесь себя свободно и легко. Сейчас в приюте чуть более 20 ребят – от трех до тринадцати лет.
– Это обычные дети, просто они оказались в трудной жизненной ситуации, – уверена психолог Руслана Хамзина. – К ним нужен особый подход. У большинства повышенный уровень тревожности, агрессии, вспыльчивости.
Занятия с психологом помогают им стать более спокойными, уверенными в себе, учат любить себя и других.
– Знаете, какое для них счастье, когда приходят бабушки или мамы? – говорит Хамзина. – Как-то одного мальчика приглашаю в кабинет на беседу и говорю, что его ожидает что-то приятное. Он сразу же спрашивает: «Мама приехала?». – «Нет». – «А что может быть приятнее, чем приезд мамы?»
Маленькие трагедии
Роману 13 лет. Его мама – наркоманка. А бабушка не могла с ним справиться дома, теперь навещает внука в приюте. Специалисты говорят, что у него синдром бродяжничества. Добрый, светлый мальчик, но ведомый – попадет в плохую компанию, считай, пропал. На этой неделе он отправится в Рудный, откуда родом, в интернат.
– Я здесь первый раз, – делится со мной Рома. – Как попал сюда? Сбегал из дома. Не подумайте, мы хорошо живем. У моей бабушки евроремонт и 3D телевизор! Но в приюте классно! А скоро я уеду в интернат, и бабушка сможет меня забрать в любой момент.
У его друга, тоже рудничанина, Максима, папы нет. Мама жила с отчимом.
– Она с ним поругалась, ушла из дома и попала под машину, – рассказывает мальчик. – Она меня обязательно заберет домой.
В его глазах – и жалость, и тоска по матери. О том, что ее вот-вот лишат родительских прав, а сам он из приюта отправится в интернат, Максиму не говорят. Жалеют. Уж больно он по маме скучает.
Девятилетняя Зоя тоже из Рудного. И тоже ждет не дождется, когда мама заберет ее домой. В приют она попала с улицы. Разгуливала по ночному городу. За то время, что Зоя провела в приюте, родительница навестила ее всего раз. Как-то обещала приехать – и не приехала. У девочки была истерика, еле успокоили.
Но домой хотят не все. Девятилетний Саша на суде сказал, что хочет остаться в приюте. Мол, ему здесь лучше, чем с мамой, которая пьет. Кристине шесть. Ее родители тоже пьют. В семье шестеро детей. И для девочки важно, что вместе с ней в приюте ее братья и сестры. Вот только двухлетний малыш остался в Доме ребенка.
– Меня за 18 лет работы в приюте поражает одно: эти дети никогда не говорят, что их мама пьет, – делится своими наблюдениями воспитатель Елена Гердт. – Скрывают. А ведь многие в 4-5 лет прошли через унижение, боль. Их били палками, ремнем, кочергой... И кто? Собственные родители. Знаете, какими они попадают к нам? Грязными, неухоженными, с вшами, в ветхой одежде, которую только выкинуть можно. На еду набрасываются...
В награду – радость
Что нужно ребенку? Внимание, любовь и забота. Государство старается дать им это. Ведь в Стратегии-2050 под приоритетом №4 значится не только здоровье, образование, но и благополучие граждан Казахстана. И приют – это первый шаг к благополучию, обделенных родительским вниманием, маленьких граждан. Здесь им отмечают дни рождения с пирогами и подарками. Помогают с уроками. В свободное время занимаются поделками. И какие же красивые композиции в технике оригами и квиллинга делают ребята! Или великолепные композиции из соленого теста! То, что они должны были бы делать дома с родителями. С мамой. Летом детей отправляют в детские лагеря, водят их в Аквапарк, кинотеатр «Казахстан». И это благодаря в том числе и тому, что некоторые предприниматели стараются помочь ребятам, у которых собственные родители крадут детство.
Например, предприниматель Татьяна в приюте, как сказочная фея. Узнает у детей, о чем они мечтают, и к Новому году обязательно вручает «мечту» в руки. Недавно на Пасху привезла детям куличи, пасхи, торты.
С недавних пор, по словам директора Менслу Дощановой, под свое крылышко приют взял и костанайский филиал Ассоциации деловых женщин Казахстана. Деловые дамы привозили не только вещи, но и врачей-стоматологов. Планируют помочь с ремонтом. А благодаря директору ТОО «Дормаш» Александру Розинову в приюте появилась емкость для воды, чтобы поливать цветы, ведь в Костанае-2 проблема с напором в сетях. И простые горожане тоже в стороне не остаются – приносят вещи бу, но в хорошем состоянии.
К сожалению, не все готовы на добрый поступок. У кого-то из предпринимателей пылятся прошения: приюту нужен песок, чтобы дети могли играть в песочнице, нужны игрушки, книги, музыкальные инструменты. Нужен логопед, но он, увы, не предусмотрен штатным расписанием. И сотрудники приюта сами, как могут, пытаются поставить ребенку с речевыми дефектами правильное произношение звуков. А дети чувствуют их неравнодушие, их заботу. Они помнят об этом.
В приют, к Елене Гердт, время от времени заезжает с тортиком бывший воспитанник Саша. Он уже не подросток, а молодой человек, у которого в Рудном уже есть своя семья. Но Саша до сих пор помнит то душевное тепло, которое давала ему Елена Николаевна. Когда-то приют, пусть на полгода, подарил ему чувство, что он нужен, что он любим. Это не забывается.