Около двух недель назад в подъезде, где живет Ирина Квашина, силами ПКСК сделали ремонт. Вот только уже сегодня от него почти ничего не осталось. Все стены в желтых пятнах. Это следы первых весенних дождей.
Весенний заход
Когда в начале апреля в подъезд дома по адресу: г. Костанай, ул.Джамбула, 93, пришли рабочие с кистями и красками, жильцы обрадовались. Шутка ли, ремонт не делали давно. По словам владельцев квартир, несколько лет назад они белили стены сами, без участия ПКСК. А тут такое счастье! Когда заходишь в подъезд, ремонт сразу чувствуется: все белым-бело. Вот только уже на третьем этаже впечатление смазывается. Возле щитка желтый подтек. На четвертном он шире и еще ярче, а на пятом от ремонта вообще уже ничего не осталось. Здесь обвалилась вся штукатурка, потолок не просто желтый, он даже еще не просох.
– У нас крыша бежит. Зачем вообще ремонтировали подъезд? – недоумевает Ирина Квашина. – Сразу же после первых дождей все залило. Мы дорожку специально вынесли сюда, потому что натекла целая лужа, а с тазиками сильно не побегаешь. Дома ведь тоже течет. Но нас больше всего беспокоит щиток. А если его замкнет?
Женщина говорит, что серьезные проблемы с дырявой крышей начались несколько лет назад. Ей теперь приходится каждый год делать в квартире ремонт. Потолки желтые буквально во всех комнатах. Обои держатся на честном слове.
– Я уже около года не плачу за услуги ПКСК, – говорит Ирина. – У меня долг около 20 тысяч тенге. А смысл платить, ели они ничего не делают?
На вопрос о том, почему она не предъявляет претензии ПКСК, женщина сказала, что это бесполезно. Они и сейчас не могут дозваться мастера, который бы пришел и оценил последствия весенних дождей.
К такому потолку в семье Квашиных уже привыкли. Дома картина та же.
«А я новенький»
Этот дом по Джамбула, 93, обслуживает ПКСК «Данко». Его нынешний председатель Кенжегара Жаксыбаев в телефонном разговоре сказал, что его утвердили только в начале недели. Потому и ситуацией он в полной мере не владеет. Хотя обещал прислать мастера оценить ущерб.
– Я не могу вам сказать, почему Вера Ивановна (Вера Красикова – экс-председатель ПКСК «Данко». – Прим. авт.) сделала ремонт в подъезде до того, как отремонтировала крышу, – сказал Кенжегара Кабылович. – Но уже на этой неделе мы начнем печатать объявления о сходах во всех домах, что обслуживает наш ПКСК. Будем искать решение этого и других проблемных вопросов.
Стоит отметить, что Жаксыбаев несколько лет назад уже работал в этом ПКСК, но после ушел «на более легкую работу из-за проблем со здоровьем». И ПКСК этот знает: возможно, многочисленные жалобы на некачественную работу кооператива пойдут на убыль. Но в данном случае проблема в том, что нет практики, когда бы новый председатель ПКСК нес юридическую ответственность за ошибки, допущенные его предшественником. Или напротив – экс-председатель был бы наказан рублем. Обычно всю вину просто списывают на ушедших руководителей, пошумят и успокаиваются.
Договор
В данном случае жильцы этого дома как владельцы квартир должны совместно с ПКСК решать эту проблему. Все дело в том, что капитальные ремонты в тариф не закладываются. Доля денег, что остается после оплаты расходов на содержание дома и зарплаты сотрудникам ПКСК, небольшая. И копить средства на ремонт кровли придется очень долго.
– Жаловаться на кооператив бесполезно, – говорит юрисконсульт городского филиала партии «Нур Отан» Вадим Соболев. – Люди, вероятнее всего, просто впустую потратят время, силы и деньги. А проблему не решат. Я бы предложил договориться.
Действительно, существует практика, когда расходы на капитальный ремонт кровли или замену канализации, стояков воды и отопления жильцы и кооператив делят пополам. Таких примеров немного, но они есть как в городах области, так и в самом Костанае. Многое зависит от отношений, которые сложились между жильцами и кооперативом. Люди сбрасываются деньгами и передают их кому-то из жильцов либо в кооператив, который потом уже занимается поиском работников и оплатой услуг. В некоторых случаях подрядчика ищут сами жильцы. Однако в этой ситуации самое сложное – собрать деньги. Не каждый готов выложить довольно приличную сумму – порой от десяти тысяч тенге и выше – за ремонт крыши, если ты живешь на первом этаже, или канализации в подвале, если на пятом.
– Мы применяли такую практику на доме по адресу: Дзержинского, 56, – говорит председатель ПКСК «Виктория» Наталья Тарасенко. – По Закону о жилищных отношениях мы имеем право покрывать расходы на капитальный ремонт в объеме 40%. Тогда были сделаны расчеты, собраны подписи жильцов. Но уже два года, как крыша отремонтирована, а до сих пор не все жильцы сдали деньги. Если бы люди вовремя собирали нужную сумму, то многие ПКСК пошли бы на такой шаг. Потому что ремонты посредством целевых сборов решают проблему, а не откладывают ее.
Кстати, в ряде ПКСК председатели не идут на такой шаг просто потому, что в тарифе не предусмотрены средства на эти цели.
– У нас в этом году на ремонт 17 домов заложено 1,7 миллиона тенге, – говорит Елена Козина, председатель ПКК «Строитель Г». – Если разделить эти деньги, то на каждый дом придется, грубо говоря, по 100 тысяч тенге. На эти средства капитальный ремонт не сделаешь.
Действительно, многое зависит от тарифа. В «Виктории» он один из самых высоких в городе. В «Строитель Г» средний тариф. Поэтому есть случаи, и мы о них писали в рамках полосы «Мой дом», когда жильцы действительно самостоятельно скидывались на ремонт, а ПКСК лишь принимало обновленную крышу на баланс.