Что общего между самым известным реставратором Москвы, немецкими боевыми машинами, кораблями и мальчишками-пятиклассниками из Карасуского района? На первый взгляд – ничего. Но если присмотреться, можно углядеть узловые станции на линиях жизни. Именно они связывают разрозненные факты в интересное событие.
Яхты
– Парусники – моя еще с детства страсть! Мечтал о кругосветке на настоящем паруснике без всякой цивилизованной механики! И мечтал делать корабли, – в руках у Хамита Габдулина, директора Новопавловской средней школы Карасуского района, чертежи, шаблоны, остов корабля. Вернее, яхты. Каждый из мальчишек в кружке судомоделирования тоже делает свою яхту. Кружок заработал с января, но пришлось сделать перерыв на несколько месяцев – Хамит Валиевич уезжал на курсы. Поэтому сейчас пацаны подготовили только остовы. Еще нужно сделать киль с железной полосой для правильной осадки, оснастить мачтами и парусами…
– Вот книга о судомоделировании – купил еще зимой на блошином рынке в КЖБИ. – Хамит Габдулин показывает истрепанный учебник и улыбается.
Большое начинается с малого. И деревянная модель корабля может стать началом пути к музею боевой техники.
Самого его в детстве учить моделированию было некому – жили в поселке. Но мечта оставалась. И уже когда Хамит служил в армии, судьба свела его с интереснейшим человеком.
«Моторы войны»
«Удивился я больше всего тому, что мы живем в стране, победившей фашизм, а эта тема в массовом сознании забыта. Порой в учебниках начинают появляться присказки, что войну, оказывается, выиграли американцы, а русские им «помогали». Я хоть и немец, но мне обидно за страну, которая меня вырастила и воспитала. Может, это и подтолкнуло. Наши дети должны знать историю. А сделать шаг к началу познания они могут, в том числе, через эти внедорожники и другую военную технику», – это цитата из интервью, которое Вячеслав Лен давал журналу Drive. Да-да, Вячеслав – тот самый интереснейший человек. Он родился и вырос в Казахстане, с детства увлекался моделированием, еще пацаном пришел работать в гараж – взрослые мужики поражались, же как талантливо мальчишка разбирался в технике. В девяностые Вячеслав начал собирать свою коллекцию старинных машин. Со временем стал настоящим коллекционером, ездил по стране и выискивал редкие модели. Объехал, пожалуй, весь Казахстан. А потом, накопив капитал (ведь машины восстанавливал и реставрировал не только для себя, но и на продажу), отправился в Европу учиться у лучших мастеров. С начала 2000-х Вячеслав изменил специализацию коллекции – стал собирать и восстанавливать немецкую боевую технику. Теперь в Москве у него есть музей «Моторы войны». И за восстановленные «моторы» Вячеслав не имеет прибыли. Он делает это не ради денег, ему хватает – имя реставратора известно и в России, и в Европе. Ему просто хочется, чтобы эта техника не ушла за рубеж, осталась в стране, рассказывала о войне подрастающему поколению.
Фото из архива Вячеслава Лена
…С Вячеславом Хамит Габдулин познакомился, когда служил в армии. 15-летний мальчишка был приятелем его знакомых. Как-то Хамит попал в дом к Вячеславу и оторопел – модели парусников были просто невероятные. Кстати, их использовали в видео к песне Анны Герман «Опять плывут куда-то корабли». Модели были победителями какого-то всесоюзного конкурса…
– Слава вообще прикольный был пацанёнок, – рассказывает Хамит. – Мы сдружились. Когда меня долго не отпускали в город, он даже в часть мне письма писал. А потом потерялись как-то… А года три назад смотрел российский телеканал... Вижу – показывают самого крутого в России реставратора военной техники... Лен Вячеслав. И имя то же, и лицо похоже... Написал ему (нашёл в Интернете) – он или не он? Ответа нет... А потом вдруг письмо: «Хамит, как я рад, что ты меня нашёл! Мы с мамой часто вспоминаем тебя!!!» Теперь переписываются иногда. У Хамита Габдулина появилась еще одна мечта – свозить своих ребят в Москву, в тот самый музей боевой техники.
Яхты-2 и коробчатый змей
– Сначала, как водится, пришла толпа, – говорит Хамит Габдулин. – Но традиционно остались только те, кому интересно. Кто сам инструменты не первый раз в руках держит, у кого родители мастерят. Вон, у Ивана отец резчик хороший. А не так давно у нас мужчины взрослые устраивали соревнование – делали воздушных змеев, запускали. Так отец Ивана такого змея смастерил! Коробчатого! По нашему детству это был самый шик!
Хамит Валеевич рассказывает, что Иван в отца пошел. Из подручного материала мастерит такие вещи удивительные. Остальные мальчишки тоже рукастые. Их пока что пятеро – Вова Баранов, тот самый Иван Бояркин, Тимур Жусупов, Федор и Артур Швенки. Глаза у пацанов горят – мечтают после яхты к кораблям приступить. А там и самолеты не за горами. Им повезло с руководителем кружка. У Хамита Габдулина всегда полно каких-то проектов. Начать с того, что в этом маленьком поселке есть единственный в области скаутский отряд, который даже зарубежных гостей принимает. Плюс спортивная тема, плюс хозяйственные хлопоты, плюс учебная нагрузка… Но он находит время и для кружка. В школьной мастерской оборудовали для него место – отгородили деревянными рейками часть класса, получилось красиво, удобно. Запах свежего дерева витает на этой узловой станции.
Узлы судьбы
Что за станции такие? Так называют станции в месте примыкания нескольких направлений железнодорожных линий. Но этому значению сегодня придается и переносный смысл. Наши жизни – те же железнодорожные линии. Иногда линии жизни людей просто идут рядом – долго, всегда. А иногда пересекутся и расходятся. Но узел остается, и от него отходят уже другие пути. Такая узловая станция – пересечение линий судьбы Хамита Габдулина и Вячеслава Лена. Благодаря ей сегодня появилась новая линия – линия кораблей для мальчишек из села Новопавловка. И возможно, эта линия, в свою очередь, завяжет новые узлы судьбы.