О Великой Отечественной войне корреспондент «КН» беседует с учителем истории и краеведом Сергеем ВИНИЧЕНКО.
Его научные изыскания и книги по истории Сибирского казачества знают и ценят в России. При этом он живет и работает не в городе (хотя его приглашали в Курган), а в селе Пресногорьковка, некогда казачьей крепости, заложенной в 1752 году. Скрупулезно, по крупицам Сергей Виниченко собирает сведения о Горькой линии, о быте, жизни крепости, о ее жителях и потомках. Именно такой человек был нужен нам, чтобы поговорить о Великой Отечественной войне. Как известно, сейчас ее ход и итоги пересматривают – без стеснения. Эхо войны, как оказалось, уже слышат по-разному.
– Сергей Николаевич, на Украине сейчас по-новому оценивают историю Великой Отечественной войны. Герои стали злодеями и наоборот. Как вы относитесь к этому?
– У меня это не укладывается в голове. Во время войны в немецкой оккупации погибло очень много украинцев. А теперь говорят, что все были против советского строя. Но, к примеру, отряд Федорова был заброшен под Ровно для координации действий известного разведчика Николая Кузнецова. Так вот, этот отряд осуществлял деятельность два года. Ровно – это Западная Украина. Два года – если бы все было так, как говорят сейчас, этот отряд там бы и двух дней не продержался. Его бы просто сдали в гестапо. Но нет, жители, напротив, помогали разведчикам. Сейчас превозносится ОУН-УПА – армия, которая только и сделала, что запятнала себя активным участием в уничтожении мирного населения Украины, Белоруссии, Польши, прямым сотрудничеством с нацистами. А когда сформированная из бандеровцев дивизия «Галичина» вступила в прямое боестолкновение с войсками Красной Армии, то была тут же наголову разбита. Конечно, мирное население уничтожать было проще и безопаснее. Понятно, что любому нормальному человеку глубоко чужды человеконенавистнические идеи Коновальца, Бандеры, Шухевича и иже с ними. Но эта чума опасна потому, что она, как любая инфекция, заразна. И особенно молодежь подвержена влиянию подобных идей, так как не имеет прививки в виде патриотического воспитания – на тех же примерах подвигов советского солдата в Великой Отечественной войне.
– А внешняя угроза, какая-то большая беда, допустим, сумеет объединить некогда братские республики в крепкий союз или уже нет?
– Начнем с того, что те границы, которые существуют на данный момент, незыблемы, так как определены целым рядом документов. Мы видим, что дружественный, культурный, торговый союз пытаются сейчас наладить три страны – Казахстан, Россия и Беларусь. Это замечательно, но плюс к тому мы сейчас просто поставлены перед необходимостью создавать и военный союз. Ведь теперь получается, что у нас опять существует внешняя угроза.
– В чьём лице?
– В лице мирового жандарма – надо вещи называть своими именами. В какой бы регион мира или страну Соединенные Штаты бы ни пришли – там начинается хаос и льется кровь. Все давно поняли, что им нужны сырье и людские рабочие ресурсы. И чем это отличается от плана «Барбаросса»? Стоит заметить, что и Первая, и Вторая мировые войны сделали Америку могущественным государством. А Вторая мировая ко всему прочему покончила со Старой Европой и главным конкурентом. От былого могущества Великобритании после войны осталась только бледная тень.
– А угроза со стороны Исламского государства и вообще террористическая угроза?
– Я понимаю так, что все здоровые силы мира, коими является и Казахстан, должны объединиться. Внутренние неурядицы – все это надо оставить в стороне. Известны слова Рузвельта: «Если дом горит у твоего соседа, одолжи ему свой садовый шланг, пока огонь не добрался и до тебя». Но нет, уроки истории забываются.
– В современных условиях, когда противники обладают ядерным оружием, возможна ли третья мировая война? Или же сейчас сверхдержавы будут выяснять отношения в локальных конфликтах на территориях третьих стран?
– Политика – непредсказуемая вещь, но третья мировая война, надо понимать, может стать последней войной человечества. Мы помним 1962 год и Карибский кризис. Был найден компромисс во многом потому, что опасность была понятна всем. Это уже не древний мир, когда завоеватель уходил в поход, понимая, что его родной стране не угрожает опасность. Сегодня получается так, что никому безопасность не гарантирована. Поэтому вариант с локальными конфликтами выглядит самым реальным. И мы видим, что почти всегда эти войны гражданские – в любой стране легко найти слабые позиции, недовольных существующим порядком. А надавливать на нужные пружины и добиваться эффекта домино уже научились. Странно только, что в мире появляются все новые очаги. Ведь уже давно ясно, что ни в одной из стран, где были совершены перевороты, цветные революции, не стало лучше. Напротив.
– Казахстан также находится под такой угрозой?
– Во-первых, нам повезло с Президентом страны. В трудные годы он удержал контроль над ситуацией. Если проанализируем последние 25 лет, то Казахстан выгодно отличается от остальных республик СССР. Создана единая общность – казахстанский народ. Лидер имеет бесспорный авторитет в стране и мире. Но уроки истории тем и полезны, что показывают, как самоуспокоенность приводила к катастрофам. Опять же вернемся к войне и июню 1941 года. Я надеюсь, мы избежим такой иллюзии безмятежности.
– Говорят, что на Украине переворот в сознании людей начался с изменения учебных программ в школе. Вот у нас сколько сейчас часов отводится урокам истории?
– По учебному плану, скажу так, уделяется немало времени для того, чтобы учащийся хорошо знал историю своей родины. С 6 по 11 классы – два часа в неделю на историю Казахстана и один час – на всемирную историю.
– А Великую Отечественную войну в каком классе начинают изучать?
– В пятом классе – ознакомительный курс. Несколько параграфов посвящены участию Казахстана, вкладу казахстанцев, и схематично показан ход войны. Насколько Отечественная война фигурирует в учебниках, и хорошо ли представлена? Как историк с 29-летним стажем хочу сказать, что представлена недостаточно. К примеру, в учебниках по всемирной истории Великая Отечественная втиснута во Вторую мировую. Но мне думается, что казахстанский патриотизм надо формировать, развивать на основе нашей Победы. Вот снимок – это пресногорьковские выпускники 1941 года. Вот Пономарев, погиб 30 января 1945 года в Германии. Вот Франц Дыгайло, который попал в польскую армию Андерса и погиб в Италии. Фиронов погиб при освобождении Украины. Сергей Воропаев, дневник которого зачитывали на Нюрнбергском процессе, также учился в этом классе. Сколько истории в одном снимке, и ведь эти люди жили рядом. В этом и сила славной Победы – до нее можно дотянуться рукой. Наверное, у каждого в семейном архиве найдется поблекшая военная фотография, с которой смотрит молодой солдат. Остается только подтолкнуть детский интерес – даже не к истории войны, а к истории своей семьи.
– Недавно я был в Центральном музее Вооруженных сил в Москве. В главном зале видел список Героев Советского Союза по национальностям. В списке – 32 национальности, и казахи занимают 6 место. Для меня это был повод для гордости.
– Казахстан в Великой Отечественной сыграл заметную роль. Во-первых, огромное количество жителей западных областей СССР было эвакуировано к нам. Эти люди оставили много теплых воспоминаний о казахстанцах. Второй момент касается промышленных предприятий, которые были размещены в городах страны. В Кустанае в том числе. Они дали огромное количество оружия, боеприпасов, одежды. Банальное выражение – «здесь ковали Победу». Но по-другому не скажешь. Вспомним и сырье – медь, цинк. Металлы, без которых не сделаешь крепкую броню. Ну и, конечно, солдаты. Под Москвой вечную славу снискала дивизия Панфилова, сформированная в Алма-Ате и Фрунзе. Рейхстаг штурмовала 150-я дивизия, в составе которой сражалась кустанайская 151-я бригада. Вот только две вехи – от своих ворот до чужих. И в каждой есть место для гордости казахстанцев, каждого из нас.
– И в то же время вы, наверное, читали об инициативе некоторых граждан запретить георгиевские ленточки. Другие предлагают делать ее с национальными узорами.
– Насколько я понял, посыл был такой, что георгиевская ленточка – это символ Российской империи, колонизации и так далее. Но если разбираться, то георгиевская лента к ордену Святого Георгия или солдатскому Кресту выдавалась до 1913 года и имела желто-черный цвет. В орденском статуте от 26 ноября 1769 года, принятом Екатериной Второй, говорится: «Лента шелковая о трех черных и двух желтых полосах». В 1913 году статут изменился, и георгиевская лента стала оранжево-черной. Современная лента, которую мы видим, например, на ордене Славы, на медали «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» – тоже оранжево-черная. Но она никакого отношения к Российской империи не имеет, она гвардейская. Кроме прочего, мы не можем сказать ветерану: вот эта ленточка на вашем ордене Славы не актуальна теперь. Это просто невозможно объяснить. Впрочем, и понять тоже. Пишут, что все это происки госдепа США – сейчас модно везде видеть эту организацию. Но дело ведь не в американцах, дело в нас самих. Надо очень внимательно и разумно относиться к различным инициативам. Так что лично я буду георгиевскую ленту носить по-прежнему – запретят ее или нет.