Это звучит как фантастика, но неделей раньше агрофирма «Диевская» закрыла влагу на всех 60 тысячах га пашни. А по состоянию на 13 мая уже высеяла на девяти тысячах гектарах кормовые травы – суданку, зерносмесь.
Теперь дня три уйдет на посев серых хлебов, а там уже, что называется, хозяйство сходу вклинится в главную весеннюю страду – сев пшеницы. Ближе к 28-30 мая уже можно присматривать тучных баранчиков на сабантуй.
Конечно, на пороге сева не время изучать тонкости мастеров-хлеборобов, однако пока идут дожди, давайте посмотрим, как ухитряется агрофирма «Диевская» получать урожаи даже в самые критические годы. Все-таки не в тепличных условиях это происходит: бонитет местных тяжелых суглинистых почв невысок - в среднем не превышает 28 баллов. Отдельные участки едва дотягивают до 12. Кусок земли в 10 тысяч га находится в Наурзумском районе – тоже, кто знает, не место обетованное для рекордных урожаев. И вместе с тем в том же 2014-ом провальном для области году хозяйство выручило на круг более чем по 11 центнеров высококачественного зерна: клейковина - 32, натурный вес - 780, влажность 11-13% – идеальные товарные характеристики.
Главный «конструктор» здешних урожаев Тулеш Оспанов встречает свою 38-ю посевную.
Главный «конструктор» здешних урожаев Тулеш Оспанов, он же и уроженец поселка Диевка, года через полтора уходит на пенсию, но вряд ли уйдет из фирменного растениеводства. Я знаю его с 90-х годов. Немногословный, из всех видов краткого отдыха предпочитающий охоту и лишь однажды по делам хозяйства слетавший в Америку «присмотреть технику», он живет этим самым растениеводством: ведет подробные метеодневники, карты полей, досконально отслеживает агропоказания семенных участков... У руководителя агрофирмы Олега Даниленко с Оспановым завидное взаимопонимание: первый всецело заботится о том, чтобы под задачи агрономии выстраивалась вся организационная и материально-техническая линейка современных возможностей.
Так с чего начинается весна? Как в армии - со смотра боевой готовности. Три бригады, по 50 человек в каждой, выгоняют технику в поле, а далее инженерная комиссия, образно говоря, выворачивает ее наизнанку. Тут как на ЕНТ - оправдания не принимаются, каждый механизатор сам за себя. Только бригадиры за всех. Станет бригада в смотре первой – получишь премию.
Вот так и шлифуется из года в год понятие готовности к севу. Это первый кирпичик к построению всей вертикали полевых работ вплоть до осеннего завершения уборки. На кону – деньги. Большие деньги. До двух миллионов тенге зарабатывают механизаторы по итогам сельхозгода. Хозяйство и того круче, потому и обновляет каждый год парк тракторов, сельхозорудий и комбайнов. Нынешнюю посевную, например, команду американских тракторов пополнили шесть новых «Кировцев». В итоге 37 посевных комплексов, как юные пионеры – всегда готовы.
Главный враг Диевки – это традиционно низкая влагозарядка полей. За минувшие пять месяцев, с ноября по апрель, едва набралось 55 миллиметров осадков. Для сравнения: в прошлом году за период с ноября по март в области выпало 104 миллиметра. Нынешние осадки добавят диевцам еще миллиметров 20. За год если наберется 250-280 – считай, повезло. Поэтому вопросы влагосберегающей технологии для хозяйства уже давно в рамках жесткой стратегии: диевцы отказались от осенней зяблевой и плужной обработки полей, оставляя на их поверхности в зиму максимальное количество пожнивных остатков, а весной заряжают поля противосорняковым глифосатом. Паровой клин и семена высоких репродукций – из этой же строгой практики. В пределах двух южных районов у диевцев единственный семенной участок, куда они «вливают» семенную элиту и размножают ее до высоких репродукций.
Бригадный агроном Олег Ботвинкин, механизаторы Александр Чумаков и Жумагазы Казбаев желают друг другу успехов.
При мне на складе грузились две машины из Карабалыка, в кузовах которых каждая тонна зерна обходилась покупателям в 65 тысяч тенге. Складские емкости на 80 тысяч тонн зерна, признаться, впечатляют – это же под крышей больше 1300 вагонов.
У хозяйства, замечу, еще пять тысяч едоков в виде крупного рогатого скота и больше тысячи лошадей. Житняк из этих земель ушел, силосные из-за дефицита влаги не приживутся, остаются суданская трава, овес, ячмень. Из-за последних диевцы в этом году решили урезать пшеничный клин – так производственная карта легла. Скотинку кормить чистой пшеничкой как-то не с руки.
На примере этой агрофирмы (напомню, что у нее в Костанае есть собственный мелькомбинат, через который проходит до 70-80% пшеницы, поднимая ее стоимость уже в виде муки) хорошо бы проводить обучающие семинары. Не для галочки, а для фермерского самообразования. Ведь здесь когда-то тоже начинали с малого, с проб и ошибок.
Живой опыт надежнее и ближе сухих теорий.