И политологи, и казахстанская общественность обсуждают целесообразность вхождения Кыргызстана в состав Евразийского союза.
Вадим СОБОЛЕВ, исполнительный директор ОФ «Ассоциация медиаторов Костанайской области»
Не будет ли экономически слабая, не обладающая природными ресурсами, а главное, политически нестабильная после «тюльпановой революции» республика обузой в союзе, который сам едва встает на ноги? Как Греция в ЕС? А если ставить вопрос шире: что важнее для ЕАЭС – число участников или их «качество»?
Конечно, для нас важно, как вступление нового члена Евразийского союза отразится на Казахстане.
В 90-х и начале 2000-х годов Америка и Европа провозглашали Кыргызстан самой демократической республикой в СНГ. Здесь находилась военная база США, действовало множество финансируемых из-за рубежа НПО, десятки политических партий. И при этом не было твердой государственной власти, развивались противоречия между севером и югом страны, разжигалась национальная вражда между узбеками и киргизами, усиливалась борьба между олигархическими кланами, рос криминал. Одновременно безнаказанно развивался наркотрафик, вольно чувствовали себя экстремистские и радикальные движения. Органы МВД после того, как президент Акаев отдал под суд полицейских, стрелявших в вооруженную толпу, опасались поддерживать власть и, по сути, занимали нейтральную позицию. Еще четыре года назад в Бишкеке я видел различные отряды самообороны горожан, в том числе афганцев и казаков, но полицейских встретил лишь однажды. Стражи порядка, узнав, что я из «богатого Казахстана», предложили мне услуги проституток, которых они опекали.
Сейчас, правда, ситуация у нашего южного соседа стабилизировалась. Нынешнему президенту Алмазбеку Атамбаеву удается поддерживать мир и удерживать экономику на плаву. Надо сказать, во многом благодаря помощи Казахстана. Особенно это касается водных и энергетических ресурсов. Нашу страну многие в Кыргызстане считают «старшим братом», мы для них пример экономической надежности и политической устойчивости.
Находясь в Кыргызстане вскоре после очередного путча, переворота, революции (эти события по насильственной смене власти люди называют по-разному, в зависимости от своей политической ориентации, а наш Президент сказал: «Это не революция – это полный разбой»), я от многих общественных деятелей слышал идеи о федерации, конфедерации и даже вхождении Кыргызстана в состав Казахстана. Надо полагать, что в этом они видели вариант спасения от смут и разрухи. Хотя понятно, что в политическом плане такое невозможно.
На этом фоне вхождение Кыргызстана в Евразийский экономический союз – процесс неоднозначный. Интеграция имеет свои плюсы и минусы. Нашему соседу вступление несомненно выгодно. Он придет в Казахстан с более дешевыми товарами. Как это скажется на наших отечественных производителях? Кроме того, изменятся и условия трудовой миграции.
Надо сказать, что Россия намерена направить в Кыргызстан 1,2 миллиарда долларов на модернизацию промышленности. Из них 200 миллионов предполагается выделить на обустройство границ соседа. И это уже плюс для безопасности Казахстана.
РФ, РК и Беларусь гарантируют Кыргызстан свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также проведение согласованной политики в ключевых отраслях – энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Но многие НПО и оппозиционные партии этой страны ведут достаточно активную информационную кампанию против интеграционного проекта. Заявления такие же, как когда-то и в Казахстане – потеря политической независимости страны. Однако есть разница. В Кыргызстане политические «ветры» из-за рубежа, которые поднимают бурю, сильнее.
Как известно, американские войска вынуждены были покинуть военную базу «Манас». Но США по-прежнему пытаются заигрывать с Кыргызстаном. Вспомним хотя бы недавнее выступление и.о. посла США в этой стране Ричарда Майлза, который заявил, что победу над Гитлером одержали американские и киргизские войска.
Экономика в Кыргызстане тесно переплетается с политикой. С одной стороны, более миллиона киргизов (пятая часть населения) работают в России, их денежные переводы составляют 30% ВВП страны. С другой – страна, кстати, член ВТО, слишком долго находилась под контролем США, Евросоюза, Всемирного банка. Здесь по-прежнему действует множество иностранных неправительственных организаций. В такой ситуации Кыргызстан может стать благодарным и надежным партнером, верным другом Казахстана. А может остаться в сфере интересов США, вновь превратиться в источник постоянной угрозы, плацдарм для экстремистских организаций. Во многом это зависит от позиции нашей республики, известной своей миротворческой и созидательной деятельностью.
Поэтому даже если вхождение Кыргызстана в ЕАЭС первое время не будет оправдывать себя экономически, то в долгосрочной перспективе это может быть взаимовыгодный и надежный союз. Особенно для коллективной безопасности его членов.