Как своими руками сделать трель соловья? Как соединить музыку и математику? Для чего на музыкальных инструментах юбилейные монеты? Ответы на эти и многие другие вопросы знает наш герой обычного рассказа о необычном, бросивший вызов обыденности и миру гаджетов.
Жомарт Нуртазинов убежден, что поиск себя в музыке раскрывает внутренний потенциал ребенка.
Волшебный шкаф
-Ку-ку! - раздается в обычном школьном кабинете. И не лето еще. И кукушке не время. Но... звучит! А следом — соловьиные трели. Что это? Откуда?
- Да ничего сложного здесь! - Жомарт Нуртазинов двигается по кабинету стремительно. Раздает листы с нотами, открывает волшебный шкаф с инструментами. Почему волшебный? Смотрите сами!
Вот казахский инструмент конырау — кажется, что он старинный. Да только его Жомарт Камбаевич сделал сам. Из обычных колокольчиков, купленных в магазине для рыболовов. Он улыбается: что тут такого? Взять свистульку, налить туда воды. Вот вам вместо свиста настоящие соловьиные трели! Не отличить! Между прочим, кукушка - тоже не птица, а… флейта.
И шкафчик, который открывает Жомарт Камбаевич, не простой. Чего здесь только нет. Домбры и домры, балалайки, и тут же рядом музыкальные инструменты… из советского детства — игрушечные пианино, ксилофоны разных расцветок и размеров, трубы. Несмотря на их «ненастоящесть», такие инструменты в оркестре очень даже используются. Для того чтобы разбавить классику необычным звуком.
Есть в этом шкафу такие инструменты, которые и не инструменты вовсе. Например, детский молоток. Он пищит и вносит свою лепту в создание царства звуков. А вот нечто, состоящее из звонков – велосипедных, дверных, телефонных. Интересное звучание, необычный вид. Только названия нет. Жомарт Камбаевич разводит руками. Его ребята - универсалы. Взяли в руки балалайки и домры – вот вам оркестр русских народных инструментов. Поменяли домры на домбры – получился казахский оркестр. В одной из пьес понадобился такой вот разноголосо звенящий инструмент. Без названия. Сделал! Настроил на фа-диез.
- Жаль, что лошадиное копытце у меня сейчас дома! – сетует он. – Взял лаком покрыть. А хотелось бы показать! Это настоящее копытце, только в деревянной коробочке. Специальным молотком ударяем, и получается звук такой, будто дятел стучит по дереву. Только дятел долбит глухо, а это в коробочке, и эхом отдается.
Не оркестр
Да, точно, не оркестр. Ансамбль. В нем играют 12 человек. Пьесы берут самые разные – советских, казахстанских, русских композиторов. Едут за сотни километров из небольшого села Новопавловка в райцентр Карасу или в Костанай и занимают призовые места! Три года назад стали третьими в областном конкурсе, а ведь в нем участвовали коллективы специализированных музыкальных учреждений из Костаная и Рудного! Вообще-то ансамбль – это кружок. Так официально значится в бумагах. На самом деле ему и педагог, и ученики отдают очень много времени.
В Ключевской средней школе Жомарт Камбаевич работает с 1988 года. Преподаватель музыки. Несколько лет назад стал еще и сотрудником филиала Карасуской детской школы искусств – ведет индивидуальные занятия с учениками. Вообще-то Нуртазинова еще с советских времен зовут в Карасу, приглашают в школу искусств на постоянную работу.
- Мне не хочется в Карасу, - говорит он. – И в Костанай не хочется. Я люблю свой поселок, мне здесь хорошо.
Он родом отсюда. Музыкальные способности в семье передавались по маминой линии. Дед – ветеран войны. Собственноручно сделал домбру, играл, пел, сочинял музыку и был акыном. Мама тоже всегда любила музыку. Играть на инструментах не училась, но могла с ходу на любом мелодию подобрать. И уж сына-то отдала в музыкальную школу. Образование он продолжил, окончил музыкальный факультет в Целиноградском педагогическом институте. И вернулся. Чтобы дети его родного села тоже могли учиться музыке. И это не просто досуг. Это целая система, развивающая и воспитывающая.
Математика
Поселок маленький, в школе всего 140-160 детей. Он начинает заниматься с самыми младшими, с мини-центра, с предшколы. Уже там видно, кто способен, кто нет. И с ранних лет проще развить чувство ритма, слух, голос.
- Инструменты у нас не просто в шкафу и на стенде лежат, – говорит Жомарт Камбаевич. - На переменах я никуда не ухожу, здесь. Дети подходят, спрашивают, можно ли просто поиграть. Не отказываю. Есть у меня партия инструментов, которые старенькие, уже не годятся для ансамбля. Они специально для того, чтобы можно было просто поиграть. Дети музицируют, пробуют себя...
Жомарт Нуртазинов убежден, что это тоже очень важно. Индивидуальные занятия и работа в коллективе развивают умение концентрироваться, сосредотачиваться, а также ответственность – важно ведь не подвести товарищей. А поиск себя в музыке раскрывает внутренний потенциал. Словом, все как в математике. Недаром эти две науки рядом идут. Жомарт Камбаевич знает это точно. Его старшая дочь нынче оканчивает физико-математический лицей в Костанае. Победительница областной олимпиады по физике. Ей уже можно не сдавать ЕНТ - есть грант на бесплатное обучение в КГУ. Отец считает, что дочке дойти до такого уровня во многом помогла музыка. Когда Мадина, будучи совсем маленькой, капризничала или плакала, успокоить ее мог только какой-нибудь музыкальный инструмент! Она брала в руки, к примеру, домру, начинала теребить струны, извлекать звуки, прислушивалась, успокаивалась. Младшая дочка, между прочим, тоже в ансамбле играет. И с математикой у нее все отлично. Она вообще хорошо учится. Как и многие из тех, кто играет в школьном ансамбле районного и областного значения.
…На грифе домбры приклеена юбилейная монета. Зачем? Учитель музыки объясняет: когда к инструменту подходишь с душой, когда вносишь в него что-то необычное, это уже не инструмент, а талисман. Словно не на гриф домбры монету приклеиваешь, а на гриф судьбы. Как будто отмечаешь, что это дело для тебя важное. Отрываешь детей от телефонов и компьютеров, а взамен приобщаешь к чуду, волшебству. И на своем примере показываешь, что жизнь никогда не останавливается, главное – не останавливаться самому.
- Я вот мечтаю жетыген сделать, - говорит Жомарт Нуртазинов на прощание. – Это такой старинный инструмент казахский. Что-то вроде гуслей. У меня даже уже и корпус есть…