Летом костанайцы отметят 136-летие со дня рождения народного акына Омара Шипина. О своем знаменитом дедушке вспоминает его внук учитель казахского языка Костанайской школы-лицея №2 Мухаметкали ШИПИН.
Мухаметкали ШИПИН: «Мой дед был народным акыном, а это звание даётся не каждому исполнителю».
-О мар Шипин родился 8 августа 1879 года в Торгае Амангельдинского района, в Седьмом ауле Кайдаульской волости. Его можно назвать ровесником Костаная, ведь именно в год его рождения был образован наш город, - рассказывает Мухаметкали Мырзагалиевич. - Омар родился в бедной семье, его отец Жанибек Шымболат пас скот у баев. Старшие родственники говорили, что и у моего прадеда был талант подражать пению птиц и голосам животных, к тому же он играл на домбре, пел. Поэтому-то его русские друзья называли Шымболата «шип-шипа». Отсюда и пошла наша фамилия – Шипины.
Омар с самого детства тянулся к поэзии. Он самостоятельно учил грамоту, много читал, интересовался народным творчеством, был любознательным. Еще в детстве самостоятельно изучил арабский язык, читал на память поэмы «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу»... Однако дар акына-импровизатора пришел к нему позднее. Свои стихи он впервые опубликовал в сорокалетнем возрасте, после смерти первенца сына Муслима.
В 16 лет Омар познакомился с Амангельды Имановым и стал сарбазом – воином в его отряде. Уже тогда он проявил себя как народный поэт, писал стихотворения и поэмы - «В степях Торгая» «Уроки жизни», «Слово акына», которые тут же становились популярными. А образ Иманова Омар ата воспел в поэме «Амангельды-батыр». Сегодня ее изучают в казахских школах.
В годы войны дед Омар с делегацией ездил в Ленинград - кустанайцы везли подарки, одежду, продукты. По воспоминаниям односельчан, для того чтобы поднять дух бойцов, он читал им стихи, играл на домбре. В 30-х годах дед ездил в Алма-Ату, участвовал в Первой Всеказахстанской олимпиаде народного творчества, а в 1947 году на казахстанском айтысе занял второе место, уступив первенство лишь знаменитому Джамбулу Джабаеву. Кстати, тогда Джамбул подарил ему свой чапан, который сейчас хранится в Костанайском историко-краеведческом музее.
В 1949 году дед с семьей переехал в Алтынсаринский (ранее Убаганский) район, сначала они жили в Большой Чураковке, потом переехали в колхоз «Темир-Казык». «Кустанайская целина – моя малая родина. Я за то, чтобы все мы здесь жили дружно и в согласии», - повторял Омар.
- Ваше сходство с дедом на фотографиях бросается в глаза. А в характерах, интересах у вас тоже немало общего?
- Когда-то Амангельды помог деду Омару устроиться в Тургайскую школу, где он пять лет учил детей казахскому языку. И за короткое время стал любимым учителем – много знал, сам всем интересовался, умел заинтересовать других. Я пошел по стопам деда – окончил Полтавский педагогический университет им. Короленко, стал преподавателем, написал десятки учебно-методических пособий, пять электронных учебников. Награждался медалью за развитие государственного языка в честь 10-летия Астаны. Был доцентом, заведовал кафедрой казахского языка в КГУ им. А. Байтурсынова, сейчас работаю в школе-лицее. И я тоже пишу стихи - о родной земле, природе. На строчки, которые я написал о Полтаве, когда там учился, подобрали музыку, сложилась красивая песня. Теперь это гимн полтавских студентов.
Мне и в самом деле часто говорят, что мы с Омаром Шипиным похожи. А знаете, я ведь его немного помню... Хотя, когда он умер, мне было всего три года. По воспоминаниям родственников, у деда было замечательное качество – оптимизм. «Подвластно всё моей стране, и об этом надо петь, наш вымпел будет на Луне как зарево гореть!» - эти строчки из его стихотворения характеризуют и его самого. В отношении к жизни я тоже стараюсь быть на него похожим. Считаю, что человек сам хозяин своей судьбы и, если захочет, сможет горы свернуть.
- Мухаметкали Мырзагалиевич, вы знаете свою родословную?
- Если нарисовать генеалогическое древо, то на самом его верху будет старейшина нашего рода Жанболат, который жил в Амангельдинском районе и занимался скотоводством. Его сын Шипи – отец Омара Шипина. От него, как я уже говорил, идет наша фамилия. У Омара родилось двое сыновей – Абдеш, он умер в 37 лет, и Мырзагали. Моя мама Майра - вдова Абдеша - вышла замуж за Мырзагали, как и положено по казахским обычаям. Фамилию Шипиных продолжают мои сыновья – Жанат, выпускник
ЧелГУ, и Канат, выпускник КГПИ.
- А как Омара Шипина вспоминала ваша мама, которая много лет прожила с ним в одном доме?
- Добрым, отзывчивым, очень гостеприимным. Мама говорила, что он был человеком широкой души. С улыбкой вспоминала такой случай: в 60-е годы на легковых автомобилях рядом с номером красовалась серия - «ШО» Так вот односельчане деда подумали, что это его инициалы. В дом стали приходить люди, поздравлять с этим событием. Хоть Омар ата и знал, что его имя тут ни при чем, но все-таки зарезал лошадь, устроил настоящий той.
- Какими качествами деда восхищаетесь?
- Я горжусь своим дедом. Он всего в жизни добился сам – был депутатом Верховного совета Казахской ССР, получил государственные награды – орден Ленина и Трудового Красного Знамени. В 1961 году Указом Президиума Верховного совета Казахской ССР ему было присвоено почетное звание народного акына. B годы Великой Отечественной войны Омар-ата стал членом Союза писателей СССР. После себя он оставил след – его книги хранятся в фонде научно-универсальной библиотеки имени Л. Толстого, а одна из улиц Костаная названа его именем. Он был народным акыном, а это звание дается не каждому певцу. Нужно не только иметь талант, но и в самые трудные для страны годы проявить мужество, быть честным перед собой и людьми. Дед говорил: «Ты будущим жил, ты в грядущее зорко глядел». Меня восхищает эта способность видеть далеко вперед.