Телега впереди лошади: в поселке Мичурино сначала построили новую врачебную амбулаторию, а потом стали решать проблему снабжения водой этого медицинского учреждения.
Коромысла медработнику только не хватает... А старший врач амбулатории Ирина Загибалова говорила, что воду носят в специальных емкостях. Неужели официально она так называет ведра?
Медицина шагнула далеко вперед! Правда, оставив позади бюрократию и коммуналку. Последствия, как всегда, легли на плечи и другие части тела населения. Око видит – зуб неймёт: есть туалеты с унитазами в новой СВА Мичурино (Костанайский район), только ходят пациенты на улицу. Например, зимой в одноместной постройке, да еще и после системы больному мало облегчения. У чиновников теплые туалеты исправны: почему раньше не подумали, как будут бесперебойно обеспечивать водой медучреждение крупного поселка?
Инструменты обрабатывают на месте, а главврач райбольницы говорит, что к ним возят.
Ёмкость народного терпения все же оказалась переполнена. На блоге акима области жительница п. Мичурино Елена Ширнина написала, что, цитируем, «в наше время иметь новую амбулаторию без воды – это же нонсенс» (англ. nonsense от лат. non – нет и sensus – смысл). Нет смысла или он есть – в графе «Ответы» на обращение гражданки из Мичурино на момент подготовки к публикации этого материала стоял «0». Примерно такой же геометрии есть отверстие в отдельно построенном на заднем дворе амбулатории одноместном помещении. Туда и ходят по нужде пациенты, зимой тоже. Воспоминания не выветриваются:
– Не знал, то ли в штаны, то ли на улицу успею добежать, – делится впечатлениями от современной медицины 78-летний пенсионер Михаил Ширнин. – Мне ставили системы, жидкость выводили из организма. После сразу нужно в туалет. Фотографии вам дать?
– Спасибо, есть. А вы селфи делали?
– Я даже про это хотел видеоролик снять и в Интернет выложить. Руки где мыл? В снегу. А туалет внутри здания был закрыт, воды-то нет. Так и весной было. Скоро мне опять в амбулаторию на лечение...
– В кранах воды не было. Чтобы помыть руки, нам поливали водой из ковшика, – орошает картину еще один пациент, Татьяна Чернявская, накануне нашего приезда она приходила в СВА, чтобы сделать прививку пятилетнему сыну.
Трудно поспорить, что новая амбулатория – как конфетка: с нуля возведенное здание, внутри современный ремонт, светлые кабинеты, кафельные туалеты, белые простыни. Пятном на замечательном деле заботы о здоровье населения легла водная проблема. В амбулаторию воду привозят, причем техническую, сливают в емкость. А за обычной водой бегают с ведрами санитарки – в школу или на почту.
О том, как такое случилось, красноречиво говорят комментарии. Нет среди них только одного – от строительной фирмы ТОО «Стройметсервис-2007». Возможно, у ее руководителя нет времени на общение с прессой потому, что компания – постоянный фигурант судебных разбирательств. Ее чиновники даже просили признать недобросовестным поставщиком госуслуг. Речь тоже о строительстве.
Скорая не дежурит возле туалета, просто там припаркована.
Вопрос – ответ
«Надо было заранее...»
О том, что надо выполнять поставленную задачу, не выходя за ее рамки.
– Предусматривалась ли проектом скважина?
– Нет, – ответила начальник областного управления строительства Валентина Эпова.
– Почему?
– Для того чтобы предусмотреть скважину, нужно получить технические условия. По всей видимости, местные исполнительные органы (читай акимат Костанайского района. – Прим. авт.) не были готовы к изысканию. Поэтому проект разрабатывался с учетом подвоза воды. Строительство врачебных амбулаторий в нашей области проходило в 2013-2014 годах по госпрограмме занятости. В области было построено 16 таких амбулаторий по так называемому повторно применяемому проекту, который был нам спущен сверху. Поэтому эти 16 СВА похожи друг на друга.
– Выходит, что бюрократия встала на пути воды для больных?
– Для того чтобы эту воду узаконить, нужен другой проект. Он идет не по программе занятости, по которой строили эти СВА. Местный исполнительный орган (акимат. – Прим. авт.) может провести изыскания, предусмотреть деньги в бюджете на это дело. Так сделали, например, в Сарыкольском районе, где была построена такая же амбулатория. Но не думайте, что это так просто: заказал за 100 тысяч буровую машину – она пробурила скважину, и пошла вода. Прежде чем начать эти работы, нужно получить разрешение на изъятие воды из недр земли, множество других документов.
– Телега, как обычно, оказалась впереди лошадки. Акимату надо было заранее позаботиться о водоснабжении, до строительства амбулатории. Она ведь не выросла как гриб после дождя, чиновники заранее знали, что будет строительство такого медицинского объекта.
– Конечно. Жить в районе и не подумать о таком объекте?! Надо было все заранее предусмотреть.
«Ну что нам делать?!»
О том, что нужно потерпеть, всё уляжется.
– Вы, представители областного управления здравоохранения, подписывали акт приемки построенной амбулатории в поселке Мичурино?
– Да, – сказала главный врач центральной больницы Костанайского района Бахыткуль Утебекова. – Воду привозит КТЭК (местная теплокомпания. – Прим. авт.) Костанайского района. Мы узнали, что это была последняя закачка за счет фирмы, которая строила СВА. Мы решили купить еще три емкости и заключили договор на подвоз воды за счет средств районной больницы. Как только мы оформим акт на землю, быстро это не делается, начнем готовить документы для бурения скважины. Это будет в следующем году.
– Вопрос, который задают жители Мичурино, ключевой в этой водной истории: почему нельзя было заранее пробурить скважину?
– Этого я не могу сказать.
– СВА пользуется технической водой, люди и зимой, и теперь ходят по нужде не к красивым унитазам, а в постройку на улице, руки моют из ковшика. Скажите, это нормально?
– Как любой человек, как любой хозяин, медики тоже воду экономят.
– Зачем тогда строили такие красивые туалетные комнаты в СВА, раз экономить настраивались? Надо было сразу сортир на улице сделать, например, не одно-, а трехместным...
– Мы постараемся исправить ситуацию.
– Вода в СВА, которую экономят, техническая. Как же медики ею руки моют? И как моют инструменты, особенно, пардон, гинекологические?
– У нас же есть дозаторы, дезинфицирующие средства, мыло.
– А как быть с законом?! Есть Постановление правительства образца 2012 года. Учитывая вашу должность, вы должны его знать. В постановлении, цитирую, «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения» есть пункт номер 71, который гласит о том, что вода в медучреждении должна быть питьевая. Что скажете?
– Но инструменты на обработку из СВА возят к нам в районную больницу (нестыковка: заведующая амбулаторией в Мичурино сама показывала, что они обрабатывают инструмент на месте. – Прим. авт.).
– Одним словом, суета: инструмент возят в райбольницу, пациенты ходят в туалет на улицу или бегут домой...
– Если кто-то нуждается, то туалет открывают. (Так он еще и закрыт?! А мне показывали открытую дверь, я даже проверки ради кнопку на бачке унитаза нажал и бессовестно, неэкономно спустил литров пять драгоценной технической воды. – Прим. авт.). Ну что нам делать?!
– Как что?! Трубить о своей водной проблеме в новой амбулатории. Например, в областное управление здравоохранения.
– Может, не стоит так драматизировать ситуацию?!
«Нет никакой обеспокоенности»
О том, что все в порядке, вам авторитетно заявляют.
– Областное управление здравоохранения обеспокоено проблемой водоснабжения СВА в поселке Мичурино?
– Нет никакой обеспокоенности. Существующих резервов воды хватает. Там все было типовое, спускалось из министерства, мы к разработке проекта вообще отношения не имели, – заявил руководитель информационно-аналитического отдела областного управления здравоохранения Рустем Тлеубаев.