В выступлении на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве директор Госархива Сергей Мироненко заявил, что 28 панфиловцев, остановивших в бою под Дубосековым 50 немецких танков, на самом деле не существовало.
Идобавил, что это - миф. Что политрук Клочков не говорил фразу: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» Директор выбрал удачное место для выступления. В зале одни журналисты. Тут же информация пошла широким веером по всем СМИ, информагентствам и социальным сетям.
Кадр из фильма "Двадцать восемь панфиловцев". Кино снимается на народные деньги, премьера - этой осенью...
Можно долго рассуждать о том, правда это или нет. Настаивать, что никто не знает на самом деле, как оно там было, что, может, политрук Клочков говорил еще более пронзительные фразы, которые никто не смог записать. Можно спорить о том, какая разница есть между мифом и легендой, о роли героев-символов, которые воодушевляли на подвиги последователей. Можно спросить у директора Госархива (ну раз уж он так радеет за правду), знает ли он, что подвиг Александра Матросова гораздо раньше совершил Иван Приступа из п. Константиновка Костанайского района? Или вообще усомниться – а была ли война? А выигрывал ли кто-то все эти сражения или это сплошная легенда? Миф? И те ветераны, о которых мы пишем каждый год, которых с каждым годом всё меньше – они тоже мифы? В том числе и те, кто в своих воспоминаниях рассказывает о панфиловцах, об этой дивизии…
Я не буду об этом говорить. И даже обсуждать подобное мне неприятно. Панфиловцы были и есть. И точка. Это мое личное мнение и моя личная позиция. Потому что я воспринимаю их не только как часть истории, не только как символ вклада Казахстана в большую и беспощадную войну, в общую победу. Для меня, равно как и для многих из тех, кто был рожден в СССР, панфиловцы – это дружеское рукопожатие, ощущение общности с той же Россией, Украиной, Беларусью, Узбекистаном, Таджикистаном…
И это ощущение общности жизненно важно не только для меня как для личности. Если ощущаешь общность – легче строить экономические отношения, легче жить в политике дружественного сотрудничества. Поэтому в данной ситуации я бы задала директору Госархива другой вопрос: Почему именно сейчас? Почему он решил развенчать «миф» о 28 панфиловцах во времена напряженной политической нестабильности в отношениях России с миром? Что это? Политическая недальновидность или намеренная провокация? И если провокация, то чья? Сейчас Россия не в том положении, чтобы портить отношения с Центральной Азией и особенно с Казахстаном, который является ее стратегическим партнером.
Этой весной многие политологи писали о том, что Запад хотел бы создать из центральноазиатских стран кордон вокруг России. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан всегда были ареной столкновения интересов на территории Евразии. Сегодня ситуация усугубляется еще и обострившимся противостоянием России и Запада. По мнению ведущего специалиста РФ в области отношений стран, входящих в СНГ Аждара Куртова, «западные страны хотели бы создать из центральноазиатских стран своего рода санитарный кордон вокруг России, как это у них получилось со странами Прибалтики и Польши».
Информационный ресурс kapital.kz пишет, что пока идея подобного «кордона» терпит крах. Издание ссылается на слова директора аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрея Казанцева, который говорит о том, что сегодня центральноазиатские республики проводят политику многовекторности, дистанцируясь от великих держав. Директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев считает, что пока Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов остаются лидерами своих стран, их внешняя политика будет неизменной, а ситуация в государствах стабильной.
Но также понятно, что в силу различных объективных обстоятельств эти политики должны будут со временем уйти со сцены. И тогда, по словам Сергея Михеева, наступит момент испытания для Центральной Азии. США неизбежно попытаются поставить прозападных и подконтрольных политиков, что вполне может привести к дестабилизации в этих странах. Он же говорит о том, что попытка не считаться с интересами России в гораздо более прозападной Украине привела к серьезному кризису и военному конфликту.
Что касается интересов самой России, то для нее, по словам Аждара Куртова, важно, чтобы по ее периметру находились страны, которые бы не создавали проблем. «Сегодня российская внешняя политика ориентирована на продвижение проекта Евразийского экономического союза, одна из целей которого – гармоничное развитие республик и создание конкурентных производств на местах», - считает эксперт.
Возможно ли гармоничное развитие в атмосфере нарастающего недовольства? Навряд ли. Во многих книгах и фильмах фантасты обыгрывают идею машины времени. Можно вернуться в прошлое и исправить ошибки, можно наделать новые. Сталкиваясь с подобными сюжетами, я испытываю облегчение. Как хорошо, что машины времени нет. В противном случае люди уничтожили бы Землю очень быстро. Они и сейчас умудряются ее уничтожать. Шаг за шагом. Имея в руках не машину, но машинку времени. Пишущую. Которая позволяет менять историю и перечеркивать идеалы единым взмахом. И самое главное – эта машинка так легко вносит смуту в нынешнее общество, которое прочно и надолго запуталось в сетях информации. Есть рыба, есть сети. Кто же рыбак? Этого не узнать. Единственное, что мы можем сделать в данной ситуации – не быть рыбой. И не дать поймать себя в сети провокаций.