О чем ностальгия у россиян, почему рынок не решит всех проблем, что должно государство гражданам и наоборот, а также каков предел свободы для журналиста.
Об этом с Жаном Тощенко, членом-корреспондентом Академии наук РФ, доктором философских наук, заведующим кафедрой Российского государственного гуманитарного университета, главным редактором академического журнала «Социологические исследования», беседует главный редактор «КН» Сергей Харченко. Разговор с ученым записан в Москве, в кулуарах ХVII Всемирного конгресса русской прессы.
«Идея не умирает»
– Жан Терентьевич, судя по российскому кинопрокату, страна ностальгирует по советскому прошлому. Это так?
– Возможно. Когда были первые выборы в Государственную думу в 1993 году, примерно треть избирателей голосовали за компартию, за партии социал-демократического толка. То есть за коммунистическую и социалистическую идею. Тогда считали, что эта треть электората —люди старшего поколения, пенсионеры, они ностальгируют. И при этом добавляли: вырастет следующее поколение, и оно будет исповедовать другие взгляды. Но последние данные говорят, что, как была одна четвертая - одна третья часть населения с таким настроем, так и осталась. Это люди, которые ориентируются на социалистические, коммунистические идеи. То есть идея в конечном итоге не умирает.
– Как это объяснить?
– Все-таки эти идеи очень важны для значительной части общества. За последнее время сильно выросло число людей патриотической направленности. До 40 процентов считают так: важно, чтобы Россия была мощной и уважаемой державой, чтобы с ее мнением считались на мировой арене, чтобы она задавала тон и в ближнем зарубежье. Еще одна позиция, которая достаточно весома – 18-20 процентов населения - это граждане, которые придерживаются либеральных взглядов.
– Когда я сталкиваюсь с такими взглядами, мне сразу в голову приходит мысль: они своей либеральной политикой за всю историю человечества уже развалили много государств. Вы с этим согласны?
– Да, согласен. Либералы в чистом виде, если и приходили к власти на определенное время, то быстро прогорали. Даже в Великобритании, которая гордится либеральной партией, верх берут консерваторы и лейбористы. Первые - сторонники социалистических взглядов, вторые –больше национально-патриотической направленности. Либеральная партия сошла на нет. Есть примеры и по другим странам. Поэтому мне не понятно, почему в экономическом блоке российского правительства в приоритете именно либеральные взгляды. При всем том что в политической сфере можно говорить о демократических, социалистических ориентациях. Это одно из противоречий, которое до сих пор не решено. Хотя против либеральных взглядов ополчились не только коммунисты, социалисты, но и многие другие. Возможно, это связано с тем, что не оправдался лозунг, которому сначала поверили –«Рынок решит все». Оказалось, что рынок в лучшем случае инструмент для решения конкретных проблем.
– Все на этой грешной земле подлежит управлению, и рынок тоже должен регулироваться не в интересах ряда продвинутых экономистов, а в интересах народа.
– В этом отношении в России нашла широкую поддержку идея справедливого государства. В этот термин вкладываются разные понятия. С одной стороны, чтобы государство справедливо относилось к населению –обеспечивало работой, жильем и так далее. Второй уровень, когда человек связан с организацией, предприятием: требуется создание соответствующих условий организации, оплаты труда. И на самом нижнем уровне – где живет человек, с кем общается, все ли там справедливо решается.
«Забывают, за кого голосовали»
– Справедливость со стороны государства: оно должно все делать для и ради человека. Даже при социализме этот лозунг часто забывали. А сейчас тем более: человек часто один на один с проблемами.
– В свое время на меня произвело большое впечатление высказывание одного из директоров завода в Пензе. Он сказал: нельзя людей сделать счастливыми, решая, что им нужно - за них и без них.
– Надо, чтобы люди были инициаторами того, что для них делается. Чтобы была не сверху спущенная воля.
– В этом отношении сейчас мало делается в современной России. Участие населения в парламентских выборах – это решение частной проблемы в конкретный период времени. Недаром 40 процентов людей через месяц забывают, за кого они голосовали. А заботы, которые связаны с жизнью, с человеком, остаются постоянно.
– С другой стороны, у нас стало модным иждивенческое отношение к государству. Государство, дай это, реши это, помоги в этом. А что граждане сделали для государства? Многие не знают, как ответить на этот вопрос.
– В этом направлении нужны коррективы. СССР пытался выстроить примерно равные отношения и равные возможности для большинства людей. Недавно выступала вице-премьер Ольга Голодец, которая курирует социальную сферу. Она сказала, что в стране 86 миллионов россиян трудоспособного возраста. А где 38 миллионов из них работают, мы не знаем. Подробный анализ показал, что сейчас чуть ли не половина населения находится в неоформленных с работодателем отношениях. Это временная, сезонная работа и так далее. И человек в подвешенном состоянии. Эта категория граждан не обладает достаточным доступом к медицинской помощи, не знает, какая будет пенсия, никто им не оплачивает отпуск. Появилась огромная масса людей, которая поставлена, причем официально, в такое положение. Я называю это нарождающимся классом - своего рода аналог пролетариата. Он находится в неопределенных условиях. И у них, соответственно, выстраиваются другие отношения с государством. В конечном счете здесь проблема социального обеспечения, государственных гарантий, перспектив развития. И это негативно сказывается на социальном настроении.
«Я не сторонник теории заговора»
– Да, надо менять трудовые отношения, чтобы они в первую очередь соответствовали запросам людей. Это сформирует уверенность в завтрашнем дне. Давайте перейдем к межгосударственным взаимоотношениям. Как вы их оцениваете между Казахстаном и Россией?
– Казахстан - та страна, о которой я стараюсь внимательно отслеживать новости. Отношения строятся на рациональной и добротной основе. Хотя я вижу и опредмеченные издержки этих отношений. Эффективна и официальная позиция по взаимоотношению между этносами. Когда я был в Италии, увидел, что это многоязычная страна. А в северной ее провинции, куда входит Южный Тироль, три группы населения: итальянцы, немцы и словенцы. И там объявлены официальными языками все три. Каждый гражданин может потребовать от властей ответа на родном языке.
– Этот пример говорит об уважении к людям.
– И это людей согревает. В Финляндии шведский язык признан одним из государственных. Хотя в этой стране живет всего пять процентов шведов. Поэтому мне удивительны проблемы Прибалтики в этом плане. В этом отношении Казахстан поступил мудро.
– Наш Президент Нурсултан Назарбаев требует знания трех языков –казахского, русского, английского.
– Чем больше знает человек других языков, тем он богаче, у него шире кругозор, он более эффективно работает. Это перспективная политика, которая реализуется не сразу, со временем.
– Соседей не выбирают, ими становятся. Вы оптимист по украинско-российским отношениям или пессимист?
– Я родился в той местности, где петух на три республики кричал –семь километров было до Черниговщины, 15 километров - до Гомельщины. Это был один народ, одна культура, один язык, семейные связи. Когда случилась эта трагедия на Украине, я в кошмарном сне не видел развития событий. Для меня очень огорчительна эта ситуация. Я боюсь, что в ближайшее время существенного сдвига в отношениях России и Украины не будет. Тут замешаны многие интересы. Я не сторонник теории заговора, но не исключаю влияния Запада, националистов внутри страны.
– В Казахстане 28 июня журналисты отмечают профессиональный праздник. Каково ваше отношение как ученого к современной журналистике?
– Самая большая претензия к журналистике – она стала слишком сориентирована на проблемы рынка. Журналистика теперь коммерционализирована. Когда все усилия сосредоточены только на этом, происходит потеря важного для населения контента, взамен часто выдается информация, как говорят, на потребу масс. Исчезли телепередачи о науке, о профессиях. Нет очерков о людях труда – токаре, пчеловоде, механизаторе. Нужно вновь обратиться к этим темам. Это важно для молодежи. У нас была встреча с представителями Союза журналистов России. И мы предъявили к ним претензии. В том числе и такую: часто журналисты вырывают информацию из контекста. Здесь, мол, проявляется свобода выбора журналиста. Но это ведет к искажению информации, ее неполноте. Следовательно, это на пороге введения в заблуждение. Рынок здесь не может решить все! Коммерционализация культуры, образования не вписывается в интересы общества.
– Спасибо.
Фото Сергея Харченко
Костанай - Москва