В вузах и колледжах отмечают дефицит абитуриентов. Поколение конца 90-х попало в демографическую яму. Причина известна – социальная нестабильность и неопределенность того периода. Сейчас государство окрепло и призывает к деторождению. А меня в это время бесят люди, которых я не знаю.
Меня тоже бесят банковские проценты по кредиту – ведь они такие высокие в том числе от того, что нас мало. Всего 16 миллионов – есть страны, где это меньше, чем население одного мегаполиса. А еще тарифы на сотовую связь – они подешевели, но не настолько, чтобы я прыгал от счастья. У нас в городе нет вкусной курицы из KFC, потому что этот фаст-фуд открывается там, где живет много народа. В Поднебесной почти 1,5 миллиарда китайцев, и это дешевая страна – тарифы, проценты, цены равномерно распределяются по этому огромному «океану». А у нас пруд, и все большие рыбы хотят на нас нажиться. Я устал от людей, которых не знаю, но постоянно страдаю из-за них.
Хотел купить лицензионный графический редактор Adobe Photoshop, но был поражен ценой (150 тысяч тенге) и установил пиратский. «В анус аннигиляции такие лицензионные программы», – пожаловался я товарищу. «Сто скачают бесплатно, а один купит лицензию – понятно, что создатели в цене ориентируются на эту одну покупку». «А если бы они сделали цену в 10 раз дешевле, то и покупателей стало бы в 10 раз больше. Несомненный профит!» «Пфф, да хоть в 100 раз дешевле – всё равно дороже, чем бесплатно», – саркастически фыркнул товарищ. Таким образом, я устал от пиратов, которые своим «бесплатно», не дают мне пользоваться не глючным, а фабричным софтом.
Я устал стоять и ждать на границе в очереди машин из-за наркоторговцев и контрабандистов. Это их вина, что меня, честного человека (почти честного – простите за пиратский фотошоп), досматривают, изучают, приказывают смотреть прямо в камеру. Границы делят страны из-за людей, которых я не знаю.
По сведениям ICPS (Международный центр тюремных исследований), в Казахстане на 100 тысяч жителей приходится 316 заключенных. Мне приходится работать на этих людей, которых я не знаю. При этом годовое содержание одного заключенного в среднем обходится в 600-700 тысяч тенге. Грустный, но смешной феномен – в Северо-Казахстанской области на осужденную за кражу имущества стоимостью 10 тысяч тенге было потрачено 1,7 миллиона. Женщина просидела три года. И от такой арифметики я тоже устал.
Я могу перечислять долго – алгоритм вы, наверное, уже поняли. «Все мы друг перед другом виноваты», – магнум опус, одно из главных прозрений Достоевского, совсем не метафизика. Эта вина ходит по земле, запрещает, обыскивает, следит, повышает цены. В общем, мешает мне жить спокойно и счастливо. Я даже думаю: может быть, хорошо, что нас мало?
Можно иметь 50 миллионов населения. Представим, что 30% из этого числа ходят в детский сад, в школу, откладывают пенсию на похороны. Это ладно, это нормально. Но 5% воруют, 6% обманывают, 15% не платят по кредитам, 5% – за горячую воду и свет, 4% бросают семью и детей, 10% сидят в тюрьме, 3% – на шее у родителей. Работают, создают, платят налоги в итоге 40%, и они тянут за собой целый состав виноватых незнакомых людей.
Я слышал такое мнение: один любимый ребенок полезнее для общества. Он растет в заботе и, вероятно, станет доброжелательным, культурным, обязательным взрослым. Если хотя бы один миллион на 16 миллионов населения станет таким, я уверен, жить станет лучше, жить станет веселее. И ладно – тогда я потерплю тарифы на сотовую связь, кредиты и отсутствие курицы из Кентукки.