В Интернете можно найти «топ-десятку» тех видов бизнеса, которые процветают в пору кризиса. Первое место по доходам здесь держат компании, взыскивающие долги. Логичное лидерство, да кто ему рад. Другое дело крупный ювелирный бизнес – здесь традиции: не доверяем банкнотам, но бриллиантам и прочим изумрудам – наше уважение. Да только много ли тех, кто вхож в двери этого оазиса? Интересно, что хорошо зарабатывают производители сейфов. Банку не верю, бирже не верю – спрячу наличность и те же изумруды в своем сейфе – переживу любой кризис в личном несгораемом оазисе.
А теперь внимание: на одной из последних строчек удалось удержаться хрупкому, на первый взгляд, оазису. В жестких тисках кризиса, как считают деловые, видавшие виды люди – строительство социального жилья. Здесь несколько факторов определяют успех. Главный из них – спрос на такое жилье всегда есть и будет, в любой стране. А второе – участие государства в подобных проектах. Неслучайно каждое вручение ключей социальным новоселам облетает республику – праздник, о котором должны знать все.
Понятно, что праздник этот потребует вложений, поиска средств, ряда непростых согласований с застройщиками. Одним словом, потребует «жертв». Но в том-то и состоит искусство управления, чтобы видеть не только жертвы, но и выгоды. Один из мощных стимулов – бесперебойная работа стройиндустрии. В Костанае еще недавно не было ЖБИ, нового домостроительного комбината, не производилась арматура, цемент. А теперь эта мощь есть – строй много, для богатых и бедных. Но все дорого, спрос падает, цены снижаются. Из этого сложного круговорота простых путей мало – все заковыристые.
Но Зыкин, слова которого мы вынесли в эпиграф, в интервью приводит глобальный проект России – Сочи. Одни хотят его видеть идеальным, другие – наоборот, но Сочи подтянул за собой многие отрасли. Может быть, в каждом регионе, в том числе в Костанайской области, должен быть свой проект-тягач?
Нам есть что строить. Во всяком случае, социальная сфера в чем только не нуждается. И в жилье – особенно. Мы же знаем, что в сельской местности почти нет новостроек. А старое жилье приходит в такую негодность, что жить в нем небезопасно. Трагических историй немало – не все они становятся достоянием гласности. Но если становятся – толку от этого?
Здесь же нужна системная работа, которая бы охватила наши проблемы, наш спрос на стройматериалы и наши возможности. Те же пресловутые ночлежки необходимы каждому району. Сумели расплодить бомжей, нужно вытащить их из ямы. Это нам и Президент говорит – все мы в одном государстве, лишних нет.
И технологии строительства ныне очень эффективные. Роскошные дворцы растут как на дрожжах. Откуда везут свободные граждане стройматериалы? Если уровень благосостояния их так высок, что могут заборы ставить по цене, не уступающей двум-трем квартирам для молодых семей, пусть хотя бы кирпич, цемент на местном рынке приобретают. Все ведь патриоты, если мы не ошибаемся. Вот и начать бы воспитательную работу с них. А то из деревень весь строительный утиль вывезли, а сверху его шикарным декором обшили.
Рассказывают, один бизнесмен, глава теперь уже не существующего производства, чтобы купить паркет для своего коттеджа, объехал четыре государства. Но не всегда же рубашка должна липнуть к телу. Сооружение оазиса на территории кризиса предполагает совсем другие порывы.