На днях моя знакомая вернулась из Астаны, со свадьбы родственницы. Готовились на совесть, потому что сами знаете, какие высокие эстетические требования ныне на свадьбах даже к гостю. Особенно в столице нашей Родины. Впрочем, дело не в столице. Все нижесказанное будет относиться и к Костанаю, и к любому другому городу на карте Казахстана, потому что сегодня повсюду свадьба – это как второе рождение, событие, в сравнении с которым меркнет любая олимпиада.
Вы бывали в Турции? Да что вы, всяк бывал в Турции. Помните, как ведут себя турецкие фотографы на пляже, на территории отеля? Вы для них и красавица, и суперзвезда, и вас хоть на обложку, а потом… Любовь прошла, засохли негативы. За каждый снимок – десять долларов, а хотите все фотки на диск – еще сто.
На астанинской свадьбе еще хлеще. А вы как думали? Дешевая зеркалка «Никон» или «Кэнон» сегодня есть у любого начинающего бизнесмена в сфере фотоуслуг. Это вам не фортепиано, после покупки которого вы еще не Ван Клиберн. Сегодня так: купил зеркалку за 500 долларов – сделаешь на ней 5 тысяч в первый же месяц. И не потому, что гости на свадьбу не берут свои зеркалки, а потому, что если мужчина приглашает женщину на медленный танец, и пару со всех сторон общелкали, даже не приговаривая при этом «красавцы, суперзвезды, вас хоть на обложку», то… В общем, мутный снимок танцующей пары в расфокусе обойдется в 500 тенге.
Аульные ребята со всех уголков РК ринулись в Астану зарабатывать быстрые, легкие деньги. На свадьбе родственницы знакомая чувствовала себя знаменитостью – куда ни пойдет, везде фотовспышки, щелчки затворов фотоаппаратов. Отстают свадебные папарацци только тогда, когда узнают, что вы твердо не намерены их благодарить.
Дальше – больше. Личина современного бизнеса в сфере услуг кроется в полной мере в тумбочках, расставленных по залу. Вы привезли с собой какие-то деликатесы и надеетесь увидеть их на столах? Не надо так жадничать: администратор, официанты - тоже люди, они тоже хотят кушать. Будьте уверены, ваши деликатесы в целости и сохранности ждут конца мероприятия в тумбочках. Там же и дорогие вина, которые были привезены еще на этапе подготовки и много чего еще вкусного и ароматного. Самый грубый подсчет показывает, что на свадьбах не выставляется и треть того, за что было заплачено. А почему это вошло в норму? Потому, что есть железный принцип: «Ай, да ладно, не хочется ругаться. Пусть садака будет» (то есть милостыня). Иногда клиент пробует высказать им свое недовольство. Взамен: а Васька слушает, да ест.
Про таких говорят: ни Бога, ни людей не боятся. В итоге, 500 тенге за грязно-зеленую фотографию: ай, ладно! У официанта лишней салфетки не выпросишь: ай, ладно!
А наглый бизнес на «милостыне» жиреет. Вчерашняя школьница покупает на оптовке материалы для маникюра и открывает ногтевой бизнес. Купила за 300, вам наклеит за 3000. Страна жаждет рабочих рук, стране нужны газосварщики и повара! Зачем молодежи идти учиться рабочим профессиям, если можно купить «Никон» и за год заработать на машину? Или пакетик ногтей и клей, и купить диплом юриста! Или вынести с чужой свадьбы мешок еды и спиртного.
Людям хочется справить детям красивую свадьбу. Чтобы не хуже, чем у людей, с лимузинами и белыми голубями. Со скатертью-самобранкой и фотографиями на память. Кто-то даже влезает в долги и кредиты. Тысячи и миллионы тенге перетекают в карманы любителей легкой наживы – за считанные часы. Доколе будем считать, что это нормально?! Когда разучимся говорить «ай, да ладно» и лезть в кошелек по первому требованию? Мы сами кормим тех, кто рад поживиться на нашем благодушии. Скажете, что это не так? Ай, да ладно!
Дежурный по рекламе