В прошлом выпуске «ЧиЖ» писал о совах, о видах, которые живут в нашем регионе. Мы предложили читателям присылать собственные наблюдения. Откликнулся шеф-редактор радио «КН» Владимир МОТОРИКО, который становится постоянным автором страницы. И не зря – его наблюдения за природой обладают особенным юмором, интересны и трогательны.
Рисунок Владимира Березкина
«А вот еще как-то прилетели к нам гости, семейная пара небольших сов. Дело было так. Приезжаем на дачу, воду уже дали, быстро-быстро кидаем шланги по грядкам. Жена говорит: «Опять кто-то на наш дуб лазил, веники резал. Вон на ветках пакет висит, видать, забыли».
Дуб у нас красавец, бывший хозяин дачи, спасибо ему, привез его крохотным саженцем из Челябинска. Теперь он высотой с трехэтажный дом, и в его ветвях можно упрятать целую птичью стаю. Всем крылатым созданиям уютно и спокойно в его ветвях. А если дождь пойдет, на землю не капнет ни капли, все на себя он примет.
Когда шланги были раскинуты, пошел посмотреть, что там за пакет на ветках. Глядь, а это никакой не пакет, а две небольшие серые совы. На самой верхушке дуба сидят, головами крутят, осматриваются. Ну а я не против таких новоселов. Надоели наглые мыши, входишь в домик, а они строем маршируют и даже не спешат убраться в свою нору. Ничего от них не спрячешь, любые продукты достанут и на зуб попробуют. Совы, понятное дело, этих «дачников» быстро в чувство приведут.
Приезжаем следующим вечером и видим, что начали совы не с мышей. Под дубом лежали два воробья со съеденными головами. Сильно горевать не стал, но призадумался. На даче много всякой птичьей мелочи, даже соловей свой есть. Такой маленький, невзрачный, серенький, но как поет! И что теперь, сожрут эти совы и соловья, и красавицу-малиновку, и трясогузку, которая так любит собирать червяков на свежевскопанной грядке? Однако совы освоились, навели свой порядок и улетели. Может, нашли себе другое место обитания?
Вернулись они или их сородичи на следующую весну. Заняли бывшее сорочье гнездо на сосне, и скоро оттуда уже послышался писк птенцов. Их было немного, не больше двух. Совы прилежно кормили своих детей всем, что удавалось добыть, в том числе и мышами. Как-то поменьше этих серых зверушек стало. Потом началось самое интересное: обучение малышей. Совы рассаживались по разным концам огорода и начинали пересвистываться. Затем, видимо, по команде родителей отправлялся в полет совенок.
Летел как мог, не очень высоко, казалось, можно руками поймать. Внук мой вначале не понял, что происходит и чего это совы разлетались. Ему казалось, что это они с ним так играют. Совенок летит, на ходу посвистывает, внук поспешает за ним и пытается подражать голосам птиц. Потом это всем надоело, совы убрались в свой дом, а мы занялись огородом.
Совята выросли, и в один прекрасный день гнездо на сосне опустело. И стало как-то скучно без таких соседей.
Конечно, порядок на земле и в воздухе они навели, никакой воробей громко пискнуть не мог. Но ведь и грызуны ушли от греха подальше. А в общем-то птичье поголовье на даче, можно сказать, не убавилось. И соловей весной пел, и малиновка в самых дальних зарослях вывела потомство, и совы ей не помешали. Я все надеялся, что вернутся эти мудрые красивые птицы. Но уже два года из более-менее крупных птиц на даче обитают только сороки. Я их не гоняю, наблюдаю, как каждую весну они строят себе новое гнездо, а осенью покидают его. Совсем.
Может быть, одно из них когда-нибудь снова займут совы?»