Нашествие каракуртов отмечают в Южно-Казахстанской области. В больницу обратилось несколько десятков человек. Ожидает ли нас знакомство с этими пауками?
Мигрировать на большие расстояния каракурты, к счастью, не могут...
– Боль была адская. Вызвал скорую помощь. У меня все тело горело, кости болели, во рту ужасный горький вкус был, живот скрутило, и меня самого так скрутило, что я думал – умру.
Это ощущения пострадавшего жителя ЮКО Бахыта Аманжалова, его успели спасти. Костанай далеко от ЮКО и излюбленного климата ядовитого паука. Однако в 2007 году вспышка численности каракуртов была отмечена, в частности, и на территории Наурзумского заповедника. В разное время отмечались случаи укусов людей на юге Урала, в Оренбургской, Курганской и даже Новосибирской области. Мигрируют ли опасные членистоногие из рода черных вдов? Мы спросили об этом у сотрудника областного краеведческого музея Андрея АНДРЮЩЕНКО. И вот что он рассказал:
– Однажды ко мне на балкон ветром занесло маленького самца каракурта. Но тогда я жил недалеко от Севказгеологии, и, думаю, он попал к нам вместе с какой-то геологической коллекцией. Мигрировать на большие расстояния пауки не могут, эти твари не особенно подвижны. Самки в период активности ищут подходящие укрытия. И таким укрытием может стать снаряжение охотников, рыболовов, туристов. Вот так, с ящиком, со свернутой палаткой порой волей случая они и преодолевают большие расстояния.
В коконе у них до 600 паучат – конечно, они могут создать иллюзию нашествия. Однажды один палеонтолог привез в наш институт, случайно, конечно, кокон – потом какое-то время сотрудники от паучат не знали покоя.
– А если так случится, что подобный путешественник все-таки вонзит в тебя свои хелицеры?
– Они проникают неглубоко. Примерно на полсантиметра. Здесь важна скорость – в течение двух минут необходимо прижечь место укуса, пока яд не распространился. Две головки спичек нужно положить на ранку и поджечь третьей. Огонь разрушит белковые соединения яда. Хорошо также выпить какой-нибудь антигистаминный препарат – особенно актуально для аллергиков.
– Читал, что каракурт боится запаха овчины. Отары овец вытаптывают кладки яиц пауков, и боязнь к ним заложена инстинктом.
– Это скорее суеверие. Паук не чувствует запаха. Ни арканы вокруг места ночлега, ни кошма не являются препятствием. Ученый Павел Мариковский проводил эксперименты с кошмой. Доходило до того, что самка в свернутой рулоном шерсти умудрилась загнездиться.
P.S. Интересно мнение, которое имеет хождение в Сети, о том, что вспышка численности каракуртов связана с массовой гибелью сайги. Якобы их стада перестали вытаптывать кладки яиц. Однако это, скорее всего, опять-таки домыслы. Маршруты миграции сайги не совпадают с очагами распространения пауков. Но нельзя отрицать и тонкий баланс в природе – исчезновение 150 000 степных антилоп, наверное, уже сказалось на чем-то или ком-то. Но мы это вряд ли узнаем или узнаем слишком поздно.