Ирина ШУШПАНОВА продолжает семейную династию педагогов и другой профессии для себя не представляет. А ее путеводной звездой в профессии была прабабушка по отцовской линии – Антонина Байкова. Она работала учителем начальных классов в школе им. Крупской. Сама же Ирина Валерьевна уже более пяти лет возглавляет коллектив Костанайской гимназии им. А.М. Горького.
Все фамильные старинные вещи и фотографии, хранящиеся в семье Ирины ШУШПАНОВОЙ, говорят о том, что в этом роду особо ценилась эстетика и красота.
– В нашей семье любят вспоминать истории, связанные с моими бабушками и прабабушками. Это были интересные люди, с твердыми принципами, взглядами на жизнь, особым семейным укладом и традициями. Педагоги у нас были не только по линии моей мамы Веры Григорьевны Макеровой, но и по линии отца, – говорит Ирина Шушпанова.
Ее прабабушка Антонина Ивановна Байкова была из зажиточной и известной в нашем крае семьи торговцев. Байковы – родственники известных в Костанае купцов Кияткиных. Впрочем, в этом сословии Байковы – не менее прославленная фамилия. У них был свой магазин по продаже тканей, они владели мельницей. Антонина Ивановна первой в семье выучилась на педагога и всю жизнь проработала в школе.
– Антонина Ивановна умерла в середине 80-х годов, я ее хорошо помню, – рассказывает Ирина Валерьевна. – Хоть она в старости и ходила с палочкой, но всегда была подтянутой, держала осанку. И характер у нее был соответствующий – строгий, требовательный. К детям она имела свой подход, относилась к ним на равных, разговаривала, как со взрослыми. К тому же была интересным, умным, многознающим собеседником. А потому и взрослые и дети тянулись к ней. Думаю, многое в плане воспитания детей и отношения к профессии мне передалось не только от мамы, но и от Антонины Ивановны. В нашем роду все женщины строгие, волевые, я бы сказала, с характером. Думаю, мне по генам тоже многое передалось.
– И что же конкретно передалось от Антонины Ивановны?
– Она на меня большое влияние оказала. По большому счету, по ее принципам я и сейчас живу. Антонина Ивановна говорила, что за свои слова надо отвечать, не бояться брать на себя ответственность и всегда говорить правду, какой бы горькой она ни была.
В детстве мне казалось, что прабабушка голубых кровей. И она, и ее дочь – моя бабушка Валентина Леонидовна – тщательно за собой следили, имели личных парикмахеров, швей. Дома, к примеру, Валентина Леонидовна никогда не ходила в халате и тапках. Только платье в пол, и только туфли на небольшом каблуке. Антонина Ивановна прививала чувство хорошего вкуса и стиля всем своим домочадцам.
– Вы помните, в каком доме жила ваша прабабушка?
– Дома по улице Пушкина и Толстого, в которых раньше жили Байковы, и сейчас стоят. А купеческий дом по улице Баймагамбетова снесли. Именно в этот дом пришла моя мама, выросшая в маленьком поселке Джаныспай Акмолинской области. Тогда она только окончила вуз и вышла замуж за моего отца.
Для нее, конечно, многое было в этом доме непривычным – уклад жизни, семейные церемонии, расписание приема гостей и даже наличие горничной в доме. Сам факт, что в доме была горничная – это, конечно, было что-то нестандартное. В те времена только самые обеспеченные семьи могли позволить себе такую роскошь. И семья Байковых, судя по всему, к таковым относилась.
К примеру, мама могла сказать: «Какой красивый у вас шкаф!» А Антонина Ивановна тут же ее поправляла: «Это не шкаф, моя дорогая, это трельяж!» Таких тонкостей – трельяж, сервант, трюмо – мама, конечно, тогда не знала. Но она довольно быстро адаптировалась в новой для себя обстановке.
– В жизни ваших бабушек, наверное, было нечто, до сих пор вас удивляющее?
– Это безоговорочное подчинение раз и навсегда принятым семейным законам. Если так повелось еще в семье Антонины Байковой, значит, таких же правил должна придерживаться ее дочь, а также внуки и правнуки. Их нарушить не может ничто, ну разве только из ряда вон выходящее событие.
С бабушкой, которая много лет проработала преподавателем русского языка и литературы в Костанайском автодорожном техникуме, Валентиной Леонидовной – дочерью Антонины и женой героя Советского Союза Леонида Макерова – мы с мужем жили в первые годы после свадьбы. Мы люди общительные, к нам домой часто приходили друзья, одноклассники, однокурсники. Бабушка какое-то время молчала по этому поводу, но в один прекрасный день вынесла свой вердикт. «Ира, – сказала она, как отрезала. – К вам слишком много приходит молодых людей. Так не должно быть. Должен быть приемный день для гостей. А ежедневно делать проходной двор из дома не надо!» Нам с мужем естественно было обидно. Но всё же пришлось смириться.
– Ирина Валерьевна, какие-нибудь раритеты сохранились вам на память от Байковых?
– Бабушка Валентина Леонидовна передала свои золотые вещи и украшения наследнику не по прямой линии – моему мужу Илье. А муж в свою очередь должен будет передать их невесте нашего сына Валерия. Это знаменательное событие состоится уже в сентябре, молодые приедут в Костанай в гости.
У нас дома сохранился ларец, театральная миниатюрная сумочка с камнями для выхода в театр, есть пережившая не одно поколение конфетница, салфетница, сахарница и серебряная ложечка к ней, которой я пользовалась еще будучи ребенком.
Сохранилась еще одна замечательная вещь – большое блюдо дореволюционного дизайна, с ручной росписью. Его сделал мастер на знаменитой фабрике Кузнецова. Такую добротную посуду сейчас уже не выпускают. Блюдо фарфоровое, тяжелое, даже на вид оно сильно отличается от современных! Не зря в начале прошлого века любая посуда фабрики Кузнецова пользовалась огромным спросом и популярностью. Раньше, помню, ни один праздник в семье Байковых не обходился без этого нарядного блюда.
Антонина Ивановна любила сервировать стол и знала в посуде толк. Наверное, и это мне передалось от нее – для меня тоже немаловажно, в какой посуде подаются блюда, в каком обрамлении, на какой скатерти и с какими приборами. Все должно быть эстетично и красиво.
– И какие же блюда подавались в вашей семье на такой красивой посуде?
– Среди любимых семейных блюд большой любовью пользовались перепечки – так раньше называли разные пироги. Особо любили с рыбой, которые готовились по пятницам. Пожалуй, классический пирог остается и по сей день одним из любимых угощений в нашей семье.