В парламентской партии «Ак жол» на региональном уровне появились новые лица. Что за этим стоит: намерение усилить движение снизу, укрепить кадры, тем более что выборы в парламент не так уж далеко?
Махаббат ЖУТАЕВ: «Казахстанскому бизнесу пора выходить из своих офисов в политику».
Мы беседуем с новым руководителем Костанайского областного филиала демократической партии «Ак жол» Махаббатом ЖУТАЕВЫМ. Первое образование у него медицинское, второе – экономическое.
– Для многих вы, Махаббат Сагынбаевич, на партийном поле – темная лошадка. Кто вы больше: предприниматель или политик?
– В деловых кругах меня хорошо знают. Когда-то мы (бизнес у нас семейный) восстанавливали, а по сути, создавали новый «Костанайский ЭнергоЦентр». До этого все предприятия, которые обеспечивали электроэнергией область, банкротились через каждые год-два. Нам удалось добиться стабильности, создать хороший трудовой коллектив.
Теперь я от бизнеса немного отошел, стал больше заниматься общественной работой. Я не богат, но зарабатывать меня научили. Поэтому предпринимателем в душе я буду всегда. Предприниматель – это человек, работающий на Отечество, во всем мире он – одна из главных фигур. Если он честный, то сполна платит налоги. Бюджет – это не только доходы от нефти, сегодня дешевой, а налоги, налоги и еще раз налоги.
– Любопытно, что в 2012 году, когда проходили парламентские выборы, вы были в списках другой партии – «Адилет»...
– Когда-то в Костанае партии «Ак жол» и «Адилет» находились не просто в одном здании, в одном офисе. Работали вместе, потому что у нас были общие принципы, задачи. И я попал в предвыборные партийные списки «Адилета». Но когда начал работать более активно, понял, что не всё просто. На центральных съездах партии стали появляться лозунги типа: надо все национализировать, забрать, раздать, Интернет запретить... Я несколько раз выступил против такой позиции, в итоге мы разошлись.
«Ак жол» тогда тоже не имел никакой позитивной цели, они могли только критиковать. Так я остался как бы вне партий. Хотя продолжал активно заниматься общественной работой. Например, возглавил в Костанае антикоррупционный медиацентр. Это движение началось, когда депутат парламента Оралбай Абдыкаримов в рамках президентской антикоррупционной концепции создал аналитический антикоррупционный центр «Жанару». Сейчас, в связи с тем что я работаю в «Ак жоле», антикоррупционный медиацентр в Костанае возглавил другой человек.
«Ак жол» сейчас – это партия предпринимателей. А предпринимательство я знаю хорошо изнутри.
– На конференцию в Костанай, где вас избрали руководителем областного филиала, приезжал сам председатель партии «Ак жол» Азат Перуашев, два секретаря ЦК... Это значит, что вас рекомендовали сверху и от вас же ждут перемен?
– Прежний руководитель областного филиала сделал очень много для партии, но по состоянию здоровья ему пришлось отойти от дел.
Есть ряд вопросов, проблем, которые можно решать с помощью партийных инструментов. Предпринимательство, в частности малый и средний бизнес, в Казахстане уже сложилось. И ему пора выходить из своих офисов в политику, влиять на общество, на принятие действительно необходимых экономике Казахстана законов. Азат Перуашев и другие депутаты парламентской фракции «Ак жол» сейчас, например, очень активно работают над разработкой предпринимательского кодекса. И они заинтересованы в том, чтобы регионы их поддерживали, прежде всего предложениями, идеями.
– По вашему, Махаббат Сагынбаевич, «Ак жол» – оппозиционная партия? Потому что существует мнение: в парламенте она как бы формально, чтобы продемонстрировать – оппозиция в Казахстане есть.
– «Ак жол» – это конструктивная оппозиция. Именно в парламенте. Это иная точка зрения, альтернатива. Есть инициатива по определенным аспектам «Нур Отана», есть – коммунистов. Наши поправки в законы, наши идеи изучены на местах. Они идут от практики, в частности предпринимательской.
– Мне показалось, что вы боитесь слова «оппозиция». Словно прячетесь за словом «конструктивная».
– А как еще можно назвать позиции по конкретным законам, которые фракция «Ак жол» раскритиковала, предложила свой вариант и отстояла?
– К сожалению, многим областным филиалам партий не хватает профессионализма, они работают на уровне художественной самодеятельности. Вы собираетесь что-то в этом плане менять?
– Менять всё кардинально не всегда дальновидно. Хотя надеюсь, что у нас будет свой стиль работы. Нам надо научиться реально участвовать в жизни области. Выявлять, начиная с районов, системные проблемы, проводить аналитическую работу. Чтобы нас узнавали, чтобы активно работали вместе с нами. И не ради предстоящих выборов.
– И вы не планируете митингов, демонстраций, акций протеста?
– Наше общество здоровое, а государство – созревшее. Всё четко работает. Да, сегодня, особенно в связи с финансовым кризисом, есть проблемы. Но раскачивать ситуацию, как в той же Киргизии, которая после многих революций до сих пор не пришла в себя, это опасно и преступно. Во-первых, это не выгодно самому бизнесу. Во-вторых, еще неизвестно, какие деструктивные элементы могут присоединиться к митингующим.
В нашем регионе люди толерантные, терпимые. И не бедные. Все проблемы начинаются там, где бедное население. Так что, если кто-то станет призывать к митингам, я буду против. Есть другой путь. Мы, например, внутри партии каждую неделю проводим онлайн-конференции, где обсуждаем насущные проблемы. Будем продолжать заключать меморандумы с теми, кто занимается борьбой с коррупцией, чтобы вместе с другими партиями, общественными организациями добиться результата. Если что и изменит ситуацию, то это общественный контроль. Мы уже провели совместно с молодежным крылом «Ак жола», там очень активные ребята, несколько акций, рейдов. Хотя «Ак жол» партия бизнеса, но мы не должны поддерживать недобросовестных предпринимателей. А СМИ – это медиамеч, с помощью которого можно выявлять зарвавшихся, и не только чиновников. Всех, кто наносит обществу системный вред.
– По поводу СМИ. Говорят, что вы уже скупили ряд городских и районных газет. Чтобы через них проводить политику своей партии?
– Во-первых, лично я ничего не покупаю. Участвую в проектах своих коллег, товарищей по бизнесу, которые создают медиагруппу. Хотел бы иметь в этих изданиях свои 5-10 процентов. Но именно как предприниматель. Участвую я и в медицинских проектах. Это интересно.