Корреспонденты «КН» ехали в Карасу, чтобы посмотреть на самый благоустроенный школьный двор, а увидели людей, которые ведут постоянную борьбу и побеждают обстоятельства.
Смотри, вода!
Топоним «Карасу» имеет несколько лексических значений. Самым распространенным считается перевод «черная вода». Но, по мнению местных краеведов, этот перевод не является корректным. Более точное значение: «Смотри, вода!» Грунтовая вода имеет большое содержание солей.
– Когда-то поселок Караман был зеленым и цветущим, а сейчас многого не осталось, солончак скушал, – говорит Ольга Терещенко, историк и заместитель директора местной школы.
– Как скушал?
– Очень просто. Растет себе здоровое дерево, а потом корень достигает грунтовых соленых вод, и больше дерева нет.
Мы стоим рядом с офисом ТПК «Карасу» – слева и справа от нас голубые ели, напротив аллея из акаций. Еще дальше парк Победы – зеленый и цветущий.
– Хм, а они как живут?
– Так ведь боремся, можно сказать, сражаемся за каждый куст и дерево. Придем в школу – увидите.
Зелёное здоровье
Мне стало интересно и я решил узнать – каким деревьям в Карасу жить хорошо?
– Яблоня, груша, тополь пирамидальный, лох серебристый, боярышник и, конечно, акация, клен, вяз мелколистный (карагач). Чаще всего выбираем деревья не со стержневым корнем, – рассказал Аскар Осипов, директор департамента сельского хозяйства ТОО ТПК «Карасу». – С 2005 года наша компания завозит из Зерендинского лесопитомника Акмолинской области по 10000 саженцев в год. Сажаем, ухаживаем, раздаем бесплатно работникам для их подворий. В 2011 году наша река сильно обмелела, ее затянуло песком, грязью, илом. Тогда Алмат Турсунов (гендиректор ТОО «ТПК «Карасу») принял решение ее очистить. В один из февральских дней в русло реки спустились около 40 единиц большегрузной техники. Многие скептики сомневались в успехе ТПК «Карасу». 12 экскаваторов круглосуточно в течение двух с половиной месяцев долбили мерзлую землю. Не знаю, сколько сотен или тысяч грузовиков земли было вывезено, но русло реки на протяжении 2,8 километра было углублено на 6 метров. И вода пришла, тем самым оживила приусадебные участки, огороды, скверы и парки
…
Вообще, я не особо обращаю внимание на деревья и кусты. Смотрю и не вижу. А здесь я разглядывал флору на улице и в парке Победы другими глазами. Карасу – зеленый поселок, мне было трудно поверить, что каждый лист здесь растет благодаря человеческой воле. Еще я подумал, что зеленый мир, как здоровье, замечаешь, когда его нет или ему что-то угрожает.
Тонкая нить
К офису ТПК «Карасу» подъехал автомобиль, из которого вышел депутат областного маслихата и директор ТОО «Кунарлылык» Виктор Ковальский. Я рассказал ему о своих наблюдениях.
– Видите парк Победы? А ведь он разбит на месте солончакового пустыря. Вообще ничего здесь не росло. Чтобы высадить деревья, был снят верхний слой почвы, уложены камни (дренаж), которые вновь засыпали землей. Вот так...
– Июль был дождливым, наверное, ждете хороший урожай?
– Не знаю как у других, но у нас последний дождь был 8 июня – выпало 20-30 мм, и до сегодняшнего дня ни одной капельки не было. Если в ближайшие 4-5 дней не пойдет, то надо будет смириться с тем, что урожая большого не будет.
И я подумал, что городской житель очень отличается от сельского. У первого дождь часто вызывает досаду, а у второго – радость. В городе связь с природой становится все тоньше и тоньше, и может совсем порваться. Мост между городом и деревней держат такие люди, как в ТПК «Карасу».
Яблони на Марсе
Двор в школе Карамана в этом году был признан самым красивым и благоустроенным в Карасуском районе. Я с этим согласился как только вошел. И увидел еще остроумные находки. Фигурка коня с беркутом на спине, Баян Сулу – все это из засохшей строительной пены. Удав из толстого шланга. Пчелы, бабочки, цветочные горшки в виде зайцев – из пластиковых бутылок. Реплика Байтерека, чайные розы, петуньи, герань, космея, целая рота подсолнухов. Глаза у меня разбежались.
– На этом месте был заброшенный корт, – рассказывает Ольга Терещенко. – Однажды ребята перед своим выпуском пробили в асфальте круглые лунки и посадили на память тополя. За ними другой выпуск, третий. В конце концов, асфальт мы убрали – так появился сад.
– Вам вообще ничего просто не дается. Все вы отвоевываете.
Про себя я подумал, что яблони на Марсе – это не ирония. Были бы люди и воля.
Цветы жизни
В это время в огороде работали ребята и девочки из седьмого класса. Знаете, как работают взрослые – молча и сосредоточенно. Счастливые дети работают громко и потому не устают – смеются, шутят. Девочки кричат от страха, если мальчики пугают их каким-нибудь жуком. Эти дети, кажется, были счастливыми.
– Здравствуйте! Уже выбрали свою будущую профессию?
– Я стану юристом (Яна Майорова).
– Я буду музыкантом – учусь в музыкальной школе, по классу фортепиано (Виолетта Бабенко).
– Я хочу стать парикмахером и открыть свой салон (Мария Курганбекова).
– Я хочу открыть швейное ателье при школе, чтобы для праздников костюмы мы делали сами. Стану модельером (Светлана Ахметжанова).
– Стоматолог (Алдияр Кадырбеков).
– Я люблю спорт и, может, у меня получится (Рустам Кудабаев).
Это я вывел в материале последовательность в их ответах, а на самом деле дети веселились, говорили иногда хором. Особенно отличался Дамир Бускеев. Сначала он хотел быть трактористом, потом комбайнером, а затем сказал, что не знает.
– А я думал, кто-то скажет – журналист.
– Не-ет, – закричали дети.
– Журналист – это несерьезно?
– Да…
Мне даже стало немного обидно.
Соль
Во дворе стоял человек и с улыбкой наблюдал за детьми. Геннадий Майоров, 36 лет был директором школы, ушел на пенсию в 2005. В Карамане его знают и уважают все.
– У вас в регионе солончаковая почва, а над ней не очень глубокий плодородный слой. Я вот думаю, а можно ли его увеличить, если постараться? Больше сейчас спрашиваю о людях, чем о земле.
Геннадий Васильевич рассмеялся:
– Для растения роль играет почва, а для человека – общество, семья. Если в семье нет конфликтов, в обществе жестоких разногласий – значит, и росток выйдет прямым, зеленым, здоровым. И я думаю, что каждое новое поколение оставляет свой культурный, полезный слой, в том числе и в почве. Когда-нибудь мы совсем избавимся от соли. Хотя совсем – не нужно. Солью земли мы ведь называем лучших людей, тех, кто придаёт жизни вкус и смысл...
P.S. Возвращаясь домой я вспоминал всех людей, с которыми встретился в Карасу и которых мог бы назвать солью земли. Думаю, они победят все обстоятельства, а потому яблони на Марсе – действительно не ирония.