«Когда хочешь писать о женщине, обмакни перо в радугу и стряхни пыль с крыльев бабочки». Дени ДИДРО, французский философ и писатель
«А вы? А я…»
- А вы были в Сочи? – спросила у меня Надежда. Вообще-то, у нее другое имя, очень красивое, заметное, но меня предупредили: не пиши об ее истории, а то будет нечестно, она тебе доверилась.
Почему нельзя писать? Я сначала не поняла, в чем заключается ее тайна или секрет, да и сроки моего обещания уже прошли, но все-таки изменю имя своей героини. Хотя, кто ее знает, тот узнает, о ком речь, женщина она незаурядная, заметная, уважаемая.
Скажу честно, мне везет на общение с женщинами сильными, красивыми, умными и наделенными множеством талантов. И это не зависит от их возраста. Может быть, для мужчин имеет значение женский возраст, что, в общем-то, и понятно, и логично. А вот для журналиста интереснее женщины постарше, «с прошлым», как пели в незапамятные времена виниловые грампластинки. И качество звука у некоторых этих пластинок было не очень, и голоса с них раздавались тягучие, с мизерными обертонами («женщина.а с прошлым, женшина.а с прошлым …»), а доставали ведь они до каких-то там душевных …иллюзий, так скажем.
Рисунок Владимира БЕРЁЗКИНА
И вот она, Надежда, моя новая знакомая. У нее тоже есть прошлое. Прошлое честной замужней женщины, замечательной хозяйки, матери, бабушки. В настоящем же она живет одна, дети – далеко.
- А вы были в Сочи? – снова спрашивает она, пока я раздумываю над ее прошлым.
- Нет, - отвечаю.
- А я была в прошлом году, - Надежда даже смутилась. Она не ожидала, что я не была, а я – что она там была, купалась, загорала и отдыхала - сельская женщина с пенсией 40 тысяч тенге в месяц. Как можно собрать? На этот вопрос трудно найти ответ. Но ответ этот оказался очень занимательным.
Жить без денег – большое искусство
Точнее было бы сказать, большой труд. Но и искусство – тоже. С каждой пенсии Надежда откладывает «копеечку». При этом она не жадная, не заморенная скудным питанием. Хозяйство, в смысле живность, она сейчас не держит, но огород есть. Запасов хватает – еще другим дает. Но молоко, и курятину, и мясо, и мед, и сладости – все покупает, а вот приди в гости - угостит, как следует.
По утрам Надежда делает зарядку, принимает полезные настои из трав, садится завтракать молочной кашей – молоко разбавляет водой, так организм его лучше усваивает. До обеда готовит обед, в смысле еду, и занимается домом. Думаю, что она могла бы вести какой-нибудь семинар по здоровому образу жизни. Но Надежда не столько учит, сколько сама учится. У тех, кто, как она считает, умеет жить.
- Сначала я поехала в Москву навестить родственника, - постепенно Надежда вводит меня в алгоритм своего сочинского путешествия. – Огород поручила подругам, достала деньги из «кубышки». Сама их собрала, да сын в гостях был, оставил. Все просчитала – дорога складывалась нормально.
Купила скромный билет в плацкартный вагон. Но каким бы скромным ни был билет, в нем может таиться столько неожиданного и приятного. Надежде выпал именно такой билет.
«Куда-куда бабки собираются?»
Приехала она в Москву в состоянии большой застенчивости. Хоть и родственница, а сельская, деревенская то есть. В своем дворе чувствовала себя куда свободнее.
- А ты кого стесняешься или боишься? – миролюбиво спросил деверь. – Хочешь знать, как в Москве твои ровесницы живут, давай познакомлю. Кстати, бабки наши в Сочи собрались. Ты уж извини, я всех женщин нешибко молодых бабками зову. Нормальное слово, а? Так вот наши бабки опять в поход собрались. Они в соседней квартире живут. Пять подружек на выданье…
- Все в одной квартире? - робко спросила Надежда, твердо намереваясь отказаться от знакомства.
- Все в одной квартире, бизнесменши наши, - продолжал подшучивать деверь.
Не успела Надежда опомниться, как деверь набрал цифры на трубке:
- Здравствуйте, уважаемая Ангелина Васильевна. К нам родственница приехала из Казахстана, из Кустанайской области. Слышали про такой город, Кустанай? Да, целинный был когда-то. Сейчас расцвел, красивый, не хуже, чем Москва. И Астана не хуже. Вот и хорошо, что знаете…
Минут через десять, которые ушли на уговоры - идти - не идти, Надежда уже снимала обувь в прихожей обычной московской квартиры – три комнаты, кухня, гравюры на всех стенах, полки с книгами, телевизор, но без работы.
- Культурные люди в Москве телевизором брезгуют, - объяснил потом деверь. – Может, и смотрят часок-другой, но предпочитают говорить, что не смотрят, бескультурье, мол, полное на ТВ. Лучше в музей. Или в путешествие…
Или в путешествие…
Ангелина Васильевна оказалась хозяйкой квартиры. Еще четыре дамы – участницами проекта «Едем в Сочи». Надежда сразу поняла, в чем суть проекта, и удивилась его простоте.
Каждая из пяти подруг по очереди берет к себе на квартиру остальных четырех. А те четыре подруги в свою очередь сдают собственные квартиры в аренду. Деньги за аренду идут в общий котел, то есть в фонд проекта. В данном случае их собирали на поездку в Сочи.
- У нас же еще пенсии неплохие, московские. Часть денег отдаем «дежурной», у которой живем. Чтобы хорошо питаться, за коммуналку платить, в театры ходить, в музеи. Но взнос на путешествие никто ни разу не пропустил.
- А не хотите ли с нами? – спросила Ангелина Васильевна. – Ведь, наверное, давно не были в Сочи?
- Давно? Вообще ни разу не была. Но мне надо подумать…
- Думайте до завтра…
Московская аренда
В Интернете о Москве можно узнать все. А уж о покупке или аренде недвижимости немыслимое количество информации. Посуточная аренда, долгосрочная, с мебелью, без мебели – все есть, все дорого, хотя, как правило, пишут, что недорого и доступно. Может, в отдаленном районе столицы можно и от 8 тысяч рублей снять. Но это какая-нибудь хрущоба. А интеллигентные дамы, с которыми познакомилась Надежда, жили, похоже, не в трущобах. Хотя некоторые арендаторы способны превратить в них любую квартиру.
- Бывает, что ремонт требуется после жильца. Но мы на это внимания не обращаем, если требуется, отремонтируем. У нас же другая цель – набрать денег, чтобы хорошо отдохнуть.
Надежда удивилась такому легкому отношению к имуществу. Но дамочки, которым уже даже не шестьдесят, смотрят на это имущество сквозь пальцы.
- Пусть наследники переживают, а нам-то что терять? Есть здоровье, чтобы посмотреть мир, надо ехать и смотреть, - объяснила Ангелина Васильевна. – Трястись над обоями, паркет драгоценный охранять – как бы не так…
Надежда узнала, что новые знакомые считают проект «Едем в Сочи» одним из простеньких. А вот в Японию – да. Этот замысел у них только формировался.
В Японию, в Японию!
В Японию долго лететь, с языком проблема будет – надо постоянно быть рядом с переводчиком. А девушки, то есть бабушки, московские, привыкли к самостоятельному постижению чужой и далекой культуры. Надежда Японию из своих планов сразу исключила, а в Сочи решила ехать. С радостью, с волнением, с гордостью, что у нее есть для этого деньги, что она ни от кого не зависит и что она заслужила такое путешествие.
В городе Сочи
Женщины не стали снимать фешенебельные апартаменты. Предприимчивые, опытные москвички нашли хозяина, который еще с советских времен сдавал комнаты с газплитой, с гладильной доской, с кастрюлями и мангалом. А заодно снабжал квартирантов свежими овощами, фруктами, выполнял заявки, если кого-то куда-то надо отвезти. Или встретить. Или проводить.
Бывшие советские «хапуги», частники или как там еще их называли, и сегодня успешно конкурируют с новыми русскими, которые настроили отелей и высокого мнения о себе. А мелкий частник уже накопил и на отель, но не хочет мозолить глаза криминалу, а потому продолжает оказывать услуги старорежимного уровня, спрос на которые упадет еще нескоро.
- Даже мне такой отдых дорогим не показался. Мне хватило денег, чтобы безбедно отдохнуть 10 дней, - рассказала Надежда. – Каждый день купалась досыта, загорала, вечером осматривали достопримечательности.
Это были счастливые, яркие дни и вечера. Которые помогли ей понять, что рамки жизни даже такой скромной женщины, как она, не заперты на замок. Что уж говорить о москвичках, которые остались в Сочи на целый месяц. Потом они вернутся в Москву, поменяют «дежурного», и уже на ее (дежурной) квартире будут жить впятером. Тем временем арендаторы четырех квартир будут приносить доходы, которые пойдут в фонд «Едем (летим, плывем) в Японию» или еще куда-нибудь.
«Хоть на старость лет…»
В конце концов, я поняла, почему путешествие в Сочи не рекомендовалось предавать гласности. Не так поймут – не Москва же. Надежда пыталась, было, своих подруг вовлечь в похожий проект, но те категорически и сразу сказали нет.
- В свою квартиру никого не впущу, загадят. И че ехать? Куда глаза глядят? Огород, корова, внуки…
Надежда смеется:
- Я же и сама такая была. А теперь стала немного другая, поумнее, хоть на старости лет…
Старость Надежду еще где-то там ждет. Далеко-далеко. Она не спешит навстречу старости и другим не советует. Образ жизни не тот, чтобы стариться.