Центральная Азия для Евы и Радослава - маршрут неслучайный. Один из самых длинных за всю карьеру путешественников. Из далекой Польши они проехали автостопом, сменив 150(!) автомобилей, до маленького и не известного в европейских краях города Житикары. Радослав Панек рассказывает, что отправился сюда вопреки завету дедушки искать важную для его семьи информацию...
Вижу третий раз в жизни!
Огромный рюкзак за плечами, крепкие надежные ботинки, рядом веселый и чуточку авантюрный товарищ - это основной комплект хорошего автостопщика. Их мир замечательный и интересный, полон необычайных историй, а подчас и чудесных ситуаций. От таких путешественников веет свободой, легкостью и невероятным жизнелюбием.
О том, что в городе гостит необычная пара, сообщил отец Максим, настоятель житикаринских православных приходов. К нему они попали неслучайно. И, как оказалось, по важному делу.
Знакомимся: Радослав Панек, 23-летний учитель английского языка из города Быдгощ (Польша). Говорит, что его тяга к путешествиям началась в 16 лет. Однажды за ним не приехал автобус, который должен был отвезти Радо домой. Расстояние до него 60 километров. Добираться пришлось самому. Остановился приветливый водитель, с которым у Радо завязался разговор, и, несмотря на то что человеку нужно было совсем в другую сторону, он довёз подростка к самому дому. Удивительно, но именно это событие заставило его всерьёз задуматься об автостопе. Радослав побывал в Прибалтике, Косово, Греции, Армении, Грузии, Ираке, Иране, Португалии и ещё в 40(!) странах.
В Польше автостоп - один из самых популярных способов путешествия. В стране есть организация, которая объединяет таких любителей дорог. И на одной из ее сходок Ева и Радо познакомились. Второй раз встретились в Варшаве на свадьбе друзей. А в третий - 3 июля этого года, когда и началось их путешествие в Центральную Азию. Вопрос маршрута перед путешественниками решается просто. На предложение Радослава посетить Казахстан и Киргизию Ева согласилась сразу. Добирались до пункта назначения через Украину, Беларусь и Россию.
- Мы даже живем в разных городах! - смеется Ева. - Я вижу его третий раз в жизни!
Ева Саар тоже пристрастилась к автостопу давно. Преодолела расстояние от Польши до Турции, путешествовала в США, два с половиной месяца прожила в Индии, позже в Непале, проехала автостопом всю Европу. Сейчас мечтает посетить Эстонию, у нее есть цель - побывать на всех эстонских островах. Потому что ее фамилия Saar - по-эстонски значит «остров».
У хороших и опытных автостопщиков нет плана, но они тщательно соблюдают инструкцию. Путешествуют с надежными людьми, не в одиночку, контролируют погоду, снимают копии важных бумаг, скидывают нужные документы на электронную почту - за время пути может случиться всякое, и самое неприятное - остаться без документов. Автостопщики зачастую люди отчаянные, как и наши герои. У них не принято оставлять «визу на прогорание». Это значит, что если казахстанская виза действует 30 дней, то израсходовать нужно весь месяц и пересечь границу вплотную с ее завершением. Дело рискованное - ведь путешественники не покупают билетов на поезд или автобус. Выходят на дорогу, выставляют сжатый кулак на расстоянии вытянутой руки и подымают вверх большой палец - символ автостопа всех времен. А остановится добрый водитель или нет - дело случая.
Радо и Ева исколесили пол-Казахстана. Увидели потрясающие по красоте места, подымались с 16-килограммовыми рюкзаками на Медео, спали в палатке под Тургеньским водопадом...
Так они исколесили пол-Казахстана - от Астаны до Туркестана, заехали на огонек в Кыргызстан и прибыли через Аральское море в Житикару. Увидели потрясающие по красоте места, подымались с 16-килограммовыми рюкзаками на Медео, спали в палатке под Тургеньским водопадом. «И вот мы сидим здесь!» - смеется Радослав, поглаживая рукой ступеньку храма Сергия Радонежского. Тут мы и встретились.
Духи пустыни
- Астана понравилась, там много воздуха и неба! Но мы больше любим природу и поэтому поспешили выйти на дорогу, чтобы двинуться на юг, - говорит Ева.
Перед поездкой они не стали шерстить Интернет в поисках лучших мест казахских степей. Всё, что они знали о Казахстане, - это название столицы и трагедия Аральского моря, потому что этому вскользь учили их в школе. Поэтому озеро Балхаш стало для ребят настоящим потрясением. Приехали на место они поздно ночью, когда в воде отражалось усыпанное звездами небо. А утром онемевшие, стояли на берегу и долго привыкали к тому, что перед ними не море.
- Чтобы не было видно другого берега?! Вот это озеро! - восхищенно, с приятным польским акцентом говорила Ева.
На Балхаше ребята остались на сутки и уже собрались в путь на следующее утро, но приехала местная молодежь из Приозерного. Развели костер, устроили пикник, достали гитару. Пели на казахском, русском, польском...
Кстати, русский язык, которым прекрасно владеют поляки, можно выучить в польской школе. Это язык по выбору. Хотя в последнее время польские школьники предпочитают все же английский. Наши же путешественники сумели освоить два языка, потому как без английского автостопить очень тяжко. Родители Евы всегда говорили ей, что нужно знать языки соседей. А семья Радослава и вовсе русскоговорящая.
- Мама всегда повторяла, что русский очень красивый, любое предложение на этом языке звучит как песенка, - рассказывает Радослав.
Приятно, что одно из самых красивых мест на Земле, которое удалось за долгие годы путешествий увидеть ребятам, находится в Казахстане. Об этом месте, к сожалению, знают не все казахстанцы. Наших героев туда отвез добрый водитель, и он даже не знал, что озеро Каинды произведет на них такое впечатление. Перебивая друг друга, они рассказывали о расколовшейся горе, из-за чего подземная вода поднялась на поверхность и затопила лес.
- В воде сосны будто живые, покрытые водорослями, а на поверхности - голые ветви... Выглядит очень красиво! - делятся впечатлениями друзья.
С приближением к границе с Кыргызстаном тяжелее становился климат. Жара юга безжалостна к автостопщикам. Когда я беседовала с ребятами, у обоих на ногах были основательные ботинки, на которых можно, кажется, и на гору влезть. Ева поясняет, что это одно из несложных правил - много обуви не брать - вот такую (указывая на ботинки) и легкие, но и прочные сандалии. В Шымкенте и Туркестане это незаменимая обувь.
Пески и величественные мавзолеи, древние города, усталые верблюды и пыльные остановки - юг Казахстана чем-то напоминает арабские страны, но иной в плане менталитета. Ребята с удивлением рассказывали, что с таким гостеприимством им ещё сталкиваться не приходилось. Случилась забавная история в шымкентских песках, когда хозяева двух соседних домов поругались из-за того, что каждый хотел, чтобы польские автостопщики ночевали именно у него. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы Ева и Радо не вмешались. В том же Шымкенте один из водителей подарил ребятам дыню. Сладкий подарок серьёзно навредил здоровью Радо. Он лежал в жуткую жару под деревом весь день и не мог встать. Тогда их позвал к себе домой местный житель и оставил у себя, пока Радослав полностью не поправился.
В Кыргызстане поляки искупались в озере Иссык-Куль. Побывали в нескольких городах. Возвращались по тому же маршруту - через Казахстан. Предпоследний пункт - Аральское море. Они давно хотели увидеть это место своими глазами. Проходили по географии, читали у известного польского путешественника о знаменитых «духах пустыни» - кораблях, которые сели на мель и одиноко остались стоять на том месте, где когда-то была вода. Описать зрелище, представившееся им, они смогли, как сами признались, скудно. Лучше один раз увидеть. Радослав оставил на одном из кораблей рисунок, как оставляют в очень запомнившемся месте монетку или надпись, чтобы вернуться сюда ещё раз. Он очень хорошо рисует и, работая учителем, мечтает стать архитектором. С этого года начнет обучаться на специальном курсе. В Польше получить несколько образований не составляет труда. Образование в стране бесплатное.
Три железных креста
- Друзья, которые уже бывали в Казахстане, с уверенностью сказали, что автостоп здесь работает! И поэтому мы не раздумывая двинулись в путь. Это путешествие особенное для меня, - признается Радо.
Он поведал нам историю, которую слышал от своего деда. Эдвард Панек, которому 86 лет, живет в Польше, в том же городе, что и его внук. Именно он не хотел, чтобы Радо ехал в Житикару. «Там нехорошие, злые люди…» - развел руками Эдвард Панек, предостерегая внука. Но Радо поехал и сейчас он здесь, в Житикаре, и может объяснить, почему дедушка так противился этому путешествию.
В 1943 году 9-летний Эдвард и его семья попали в число спецпереселенцев из города Станиславова (ныне Украина, г. Иваново-Франковск). Их отправили товарным поездом в Бреды. Во время долгого пути умерла младшая сестра Эдварда. Хоронить на станциях было невозможно. Шел холодный октябрь, и земля была подмороженной, уже твердой. На лошадях и пешком добрались они до Житикары с завернутым в газету тельцем двухлетней малышки.
Здесь отец Эдварда, Петр Панек, работал в золотых шахтах, как и все переселенцы, жил в рабочем бараке. Однажды в шахте произошел взрыв, и Петр погиб. Эдвард помнит, что власти разрешили поставить над захоронениями его родных три железных креста.
После этого 13-летнего Эдварда устроили в детский приют. Но из-за плохого отношения подросток сбежал. В Польшу добирался опасным и витиеватым маршрутом, который занес его в Бухару и Иран. Зато в 1948-м, когда он вернулся на родину, встретил мать. Оба считали друг друга погибшими.
От этих воспоминаний дедушке Эдварду не по себе, и поэтому, когда внук сообщил о том, что желает найти те самые три железных креста, чтобы узнать, где покоится его прадед Петр с братом и маленькой дочкой, Эдвард Панек вознегодовал.
Оказавшись в Житикаре, поляки отправились в музей, затем в архив, оттуда к православному священнику. Так они вышли на отца Максима, который отвез ребят на старое житикаринское кладбище.
- Мы отыскали не три, а восемь католических железных крестов без имени. Судя по датам на именных могилах, там есть захоронения 40-50-х годов. Я сделал фото и теперь готов мчаться в Польшу, к дедушке – быть может, он узнает могилу отца. Я, в свою очередь, уверен, что отдал дань памяти своим предкам. Вы не представляете, как много это значит для меня.
А как много это значит для Житикары? Своеобразное историческое открытие, которое для нас сделали эти отчаянные молодые ребята из Польши, заставляет встрепенуться и задуматься о том, как жили предыдущие поколения на этой земле.
Ребята уезжали в дождливую погоду. Заставить их сесть в автобус до Костаная оказалось делом невозможным. Два силуэта с огромными рюкзаками удалялись все дальше по трассе, ведущей в областной центр. Радослав вытянул руку и поднял большой палец вверх… Через четыре часа они сообщат, что уже в Костанае. На следующий день напишут, что через 10 минут они покинут Казахстан. Их ждет Петербург, Казань и эстонские острова.
А в старом городе Быдгощ внука из далекого путешествия ждет Эдвард Панек, которому Радослав обещал рассказать, какие на самом деле добрые и отзывчивые люди сегодня живут в Житикаре, как их встретили в этих землях, как отдали дань памяти его родным.
Ангелина НИКУЛИНА
Фото автора