«У всех смартфоны, все там всё читают…» - заверил меня один хороший знакомый, столичный житель.
- Так уж и все, - пробурчала я в ответ. – Не равняйте нас и вас. У меня вот смартфона нет, и читать я научилась, когда электричество по часам давали.
И я вспомнила целинный совхоз «Барвиновский». Мама учила читать меня в темноте – свет давали дозированно. Вечером объяснила, как складывать слоги, утром я читала слова, предложения, а дальше пошли книги. Это было еще до школы. А сегодня дети еще до школы умеют обращаться с этими самыми смартфонами. Казалось бы, разница только в техническом прогрессе. Но, увы, это не так. Смекалистые ребятишки застревают в своих смартфонах и до книг, до газет так и не доходят. Вот именно, до газет…
- У нас в Астане страшно все тиражи упали, - продолжил тему мой собеседник, который вовсе не газетчик и не телевизионщик, но человек очень информированный. – Перестали газетами шуршать – все в телефоне…
- И это хорошо? – не сдавалась я.
Он помолчал. Подумал. Может, решил пойти на компромисс, чтобы я не обиделась.
- Ничего хорошего. В этих блогах всякую ерунду пишут. Некто отправился в ресторан – а там официант не такой, не так вино налил, не то сказал, не с той стороны подошел и т.п. Это, видите ли, надо донести до общества. Чтобы общество знало человека, который знает толк в ресторанах. Такая жизнь пошла, мелкая…
Деньги крупные, телефоны от Apple – крайняя и дорогая необходимость, а жизнь почему-то мелкая. И снова я вспомнила Барвиновку. Вечером, накануне 7 ноября (был такой праздник, если кто не помнит или не успел запомнить по молодости лет), мама позвала меня к окну:
- Хочешь увидеть что-то?
Я, конечно, хотела. Посмотрела в окно: на совхозной конторе светились большие слова: «Слава труду!» Эффект электрических лампочек, из которых были сложены буквы. Сейчас светодиодные эффекты не размениваются на подобные восклицания. А мне тогда показалось очень красиво. Предзимье, холодно, светящиеся лампочки...
- Вот вырасту, вот уеду в Москву, вот буду жить, как… как…
Да я ж еще не такая старая, а вспоминаю, как будто все было… Ну конечно, в прошлом веке все и было, там и остались все эти воспоминания. Но я не чувствую себя отсталым человеком. И газету никогда не буду считать отжившей свою жизнь, потому что кто-то узнает о ходе событий из блогов. Вместо реальной проблемы владельца смартфона кормят ресторанными байками. Хотя блог блогу рознь – есть там и острые языки, и умные головы. Но после них так хочется заглянуть в газету, чтобы выяснить, что же происходит в мире на самом деле.
Есть на свете краеугольные камни, об которые прошлые поколения, может быть, натерли мозоли, но поняли при этом, что без них нельзя. Как бы ни был функционален смартфон, он не лучше хорошей книги или хорошей, профессионально сделанной газеты. Ведь что такое традиционная журналистика? Это социальный институт помимо прочих достоинств. А главной целью всех социальных институтов является стабильность в обществе. То, о чем сегодня тоскуют в некоторых странах. Традиционная журналистика – это тот социальный институт, работа которого заключается в удовлетворении фундаментальных потребностей общества в информации.
Надо признать, что традиции сместились, что потребителя пичкают «информацией ужаса», от которой люди теряют веру в будущее. Лично я хочу отгородиться от такой традиции. Оставьте мне старую добрую традицию рассказывать о людях – таких интересных, прекрасных, добрых, в чем-то всегда нуждающихся и всегда что-то отдающих другим. Таких людей много – и потому журналисту всегда найдется ради кого жить и работать…
Слава труду! Вот что я вам скажу, уважаемые читатели.