Ждать ли между двумя странами активизации экономических отношений? Могут ли они обрести этнический аспект? Что думают о России и Путине коренные жители ФРГ? Об этом беседа с одним из лидеров республиканского сообщества немцев Казахстана, депутатом Сената Парламента РК в 1999-2009 гг. Евгением АМАНОМ.
«Потенциал сотрудничества значителен»
– Евгений Иосифович, в начале октября в Астане будет заседать 13-я по счету Казахстанско-Германская межправительственная комиссия по делам этнических немцев. Встанет ли на повестку дня вопрос об активном экономическом сотрудничестве в условиях нынешнего кризиса? Какова роль в этом этнических немцев, бывших и настоящих граждан Казахстана?
– Контакты на уровне бизнеса существуют давно, было бы странно, если бы их не было. Мы имеем уникальную ситуацию с Германией, чтобы развивать эффективное сотрудничество. Миллион наших бывших соотечественников в ФРГ – это мост для системных отношений. Поэтому, кроме культурных, должны развиваться и экономические связи с нашими бывшими гражданами в Германии. Потенциал такого сотрудничества весьма значителен. Взять хотя бы комиссию, о которой вы говорите. По делам других этносов таких комиссий нет – только немцы имеют подобное преимущество. В этой комиссии работают несколько вице-министров сразу. Это же вес! Значит, надо его максимально реализовать. Мы видим, что самолеты из Казахстана в Германию и обратно всегда полны под завязку. Кто летает? Не только отпускники, студенты или туристы, но и люди, которые хотят эффективно вложить свои деньги в экономику, получить от них отдачу. Бывшие наши сограждане с их знанием языка, людей, привычек и менталитета казахстанцев – это хорошие и надежные партнеры. Мы можем работать с ними здесь, мы можем работать с ними и там. Например, наши едут на коммерческие выставки, где можно не только посмотреть, но и приобрести или заказать оборудование, товары, технологии для местных предприятий. Они рассчитывают на консультацию и помощь земляков. С этим никогда проблем не бывает. Главы ТОО «Турар» Марат Оспанов, «Милх» Сергей Блок, «Сары Агаш» Утеген Муртазин приобретают немецкое оборудование через бывших соотечественников. Как видите, не обязательно должны сойтись два этнических немца, чтобы договориться о делах. А некоторые бывшие казахстанцы приезжают к нам с деньгами. Их уровень – это малый и средний бизнес: ремонтные мастерские, небольшие строительные организации. Они же и среди топ-менеджеров крупных немецких компаний. Все это может работать безостановочно, как хороший конвейер. Но чтобы развивать его в рамках «этнических совпадений», если так можно выразиться, нужна ежедневная работа, нужны определенные структуры, конторы, грубо выражаясь. На последних по времени двух комиссиях мы говорили о том, что требуется экономическое представительство Германии в Казахстане. Представительство есть, но пока оно не учитывает пульс наших отношений. Казахстан для Германии – не обычная страна, не рядовой партнер. У нас много особенностей, сложившихся исторически. Их надо «раскрутить», отнестись к ним максимально серьезно. И на октябрьской комиссии, которая соберется в Астане, мы снова будем об этом говорить. Думаю, что это актуальная тема для настоящего времени.
– Экономические отношения между Казахстаном и Германией были и есть, но могут обрести и этнический аспект?
– Наш Президент еще на заре независимости Казахстана так сформулировал суть экономических связей с западными странами: ресурсы в обмен на технологии. Этот принцип актуален сегодня как никогда. Что касается Германии, то там Казахстан давно не рассматривается как страна, нуждающаяся в помощи. Казахстан – равноправный партнер. Мы обладаем ресурсами. Около 20-25 миллионов тонн нефти поставляются из Казахстана в Германию. А кроме того, металлы и другие сырьевые товары. Часть зерна туда проникает, твердых сортов. Мы в Казахстане обладаем достаточно качественным сырьем. Наша задача – развивать переработку, использовать новейшие технологии, которые есть на Западе и в Германии, в том числе.
«Политика это еще и экономика»
– Но мир опять раскололся на Восток и Запад. Все, кто попал в орбиту России, воспринимаются в Европе, в Америке как противники?
– Обыватель в Германии порой не отделяет Казахстан от России, воспринимает нашу страну, как бывшую советскую республику. Такой нюанс есть. Но на официальном уровне все обстоит иначе. Независимо от того, какие противоречия существуют сегодня между Россией и Германией, в отношениях Казахстана и Германии ничего не изменилось. Это по-прежнему доброжелательные, партнерские, конструктивные отношения. В свое время Нурсултан Назарбаев занял позицию, которая реализуется и сегодня: Казахстан имеет свою точку зрения на международную политику. Казахстан не идет в фарватере России по ряду политических вопросов. Если точка зрения нашего государства отличается от российской, Казахстан отстаивает свою позицию. Это не значит, что с Россией у Казахстана никогда не совпадают точки зрения. Мы видим, что это не так. Но есть своя позиция, и есть нейтралитет, которых порой лучше придерживаться, чем к кому-то примыкать. Это позволяет нам сохранять деловые и политические отношения с европейскими странами.
– Но в принципиальных вопросах современной политики Казахстан поддержал Россию…
– Политика – это еще и экономика. Казахстан выступает против антироссийских санкций. Это вполне логично – нам эти санкции тоже мешают. Когда Россия ввела зеркальные меры, наше государство стало пресекать попытки некоторых предпринимателей заработать на ввозе санкционных товаров в Россию. Это правильное решение, потому что легко разрушить доверие. Если завтра добропорядочные, законопослушные предприниматели повезут через границу свой товар, их просто не пустят из опасения, что товар – незаконный. Мы работаем с Россией, как экономические партнеры, как союзники по ЕАЭС. А значит, надо соблюдать принятые обязательства.
«Никто не мешает немцам быть успешным»
– Вы недавно были в Германии. Общались с коренными немцами, с теми, кто интересуется политикой. Как они относятся и к санкциям, и к России, и к Путину?
– Я месяц провел в Германии, лечил старые спортивные раны. Замечу, что так долго я в Германии был впервые. Заскучал по родине, по работе. А потому старался общаться, разговаривать с коренными немцами – знания языка мне для этого хватает. И вот какие я сделал выводы. Если выходцы из Казахстана и России имеют возможность получать информацию российских каналов и немецких, то коренные жители – только в одностороннем порядке, то, что преподносят немецкие СМИ. Люди чувствуют, что эта информация неполная. Поэтому задавали много вопросов. Им говорят, что Россия воюет с Украиной. Удивляются, что это не так. Много вопросов по Крыму. Они не знают о возрождении неонацизма на Украине. Когда мы об этом говорили, они очень возмущались: как такое может быть?! И вот парадокс: коренные немцы хорошо относятся к Путину. Они считают его великим человеком, президентом, реформатором. То есть не в первый раз в истории пропаганда дает обратный эффект.
– Недавно в Костанае в Доме дружбы прошло общее собрание этнических немцев, с участием лидеров «Возрождения». Вы были в их числе, получили там награду, юбилейную медаль…
– Медаль за мной «гонялась» с прошлого года, когда отмечали юбилей – 25-летие «Возрождения». Общество создавалось еще при СССР, в 1989 году. В период работы в Убаганском районе, я участвовал в первом и втором немецких съездах в Москве, потом мы создавали казахстанское общество, региональные подразделения. Все эти годы я бессменно в составе республиканской Ассоциации немцев Казахстана «Возрождение». Это все я вспоминал на недавнем собрании и удивлялся тому, как изменилось время и настроения, в том числе, для этнических немцев. Их 26 тысяч проживает сегодня в Костанайской области. Это значительно меньше, чем в 20 веке, но все-таки немало. И в Дом дружбы пришло много людей. Ни одной жалобы не прозвучало на условия жизни в Казахстане. Никто не спросил, как перебраться в Германию. Никто ничего не просил, но благодарности были. Германия до сих пор финансирует помощь пожилым людям. Это инвалидные коляски, слуховые аппараты, очки и так далее. Казахстан в свою очередь выплатил компенсации репрессированным, оказывает финансовую помощь немецкому театру и газете. Не в стороне и бизнес. Например, лечебно-диагностический центр «Гиппократ» с первого дня своего существования и до сих пор лечит трудармейцев бесплатно, причем независимо от их национальности. Есть специальный республиканский Фонд социальной помощи, попечительский совет которого я возглавляю. Один раз в год мы собираемся, распределяем средства – эта работа незаметная, но она ведется много лет, от нее есть конкретная польза. Но более молодых интересует сегодня другое. Люди говорили о том, как в Казахстане сохранить немецкий колорит, в смысле традиций. Знаю семьи, которым это вполне удается. Это касается не только традиций, но и работы. Известных людей с немецкими фамилиями в Костанайской области и в стране достаточно: Вечтейн, Мейстер, Рау, Розинов, Шерер и многие другие.
– Они не уезжают в Германию, и вы не уезжаете насовсем. Почему?
– Я на этот вопрос отвечал много раз. Никто не мешает немцам в Казахстане быть успешными, видеть смысл в своей работе и в своей судьбе.
– Спасибо.