Работы Жанны ТАШМУКАНОВОЙ, представленные на Дне города Костаная, привлекали внимание посетителей выставки под открытым небом. Мини-юрты, обереги в казахском стиле, куклы-батыры и акыны в расшитых камзолах – очень тонкая работа. Одним словом, мастер.
Когда талант прорвётся
Сегодня при таком большом многообразии национального прикладного творчества удивить чем-то новым нашим художникам сложно. Однако в очередной день рождения Костаная удалось это сделать – на выставке «С любовью своими руками». Аким области Нуралы Садуакасов долго прогуливался по экспозиции, лично знакомясь с каждым участником выставки.
А центральный сквер на исходе лета преобразился в творческую мастерскую самых именитых художников, отмечу, самоучек. Что называется, талант прорвался наружу. И у бухгалтеров, и у юристов, и у врачей, и у строителей. Если уж есть творческая жилка, ей никакая профессия не помеха. Это и доказали представители управления культуры, организовавшие выставку хендмейда. Слово не русское. И не казахское. Напомню, hand-Made – термин, который в переводе с английского означает «сделано руками».
На выставку «С любовью своими руками» необычные картины и поделки представили более двадцати костанайских мастеров. В том числе дети, пенсионеры, художники из общества инвалидов. Каждый из них для всех желающих проводил мастер-класс, делился секретами.
Например, Алина Лампартер с удовольствием рассказывала о тонкостях такого искусства, как стимпанк. А представила она свои поделки в самых разных жанрах прикладного творчества. Девушка занимается этим больше трех лет. Ещё и других обучает. В том числе и в общественном объединении «Үміт-Надежда» проводит занятия для таких же, как и она, людей с ограниченными возможностями, но с безграничной фантазией в творчестве. Топиарий, бижутерия ручной работы, плюс карвинг и такое новое направление, как стимпанк, свит-дизайн. То есть из подручных средств – замков, пуговиц, цепей, ракушек, ключей – собирать чудо-картины.
Из экономистов в художники
– У вас это продается?
– Да.
– Не дешево...
– Так это ручная работа, не заводская штамповка. На каждую поделку и куклу не одна неделя уходит. И потом, все материалы и камни натуральные. Если мех, то норка. Если серьги, то с кораллами.
Жанна Ташмуканова не успевала отвечать на вопросы посетителей выставки, толпившихся около её работ, которые вызывали просто восхищение. А представила она сувениры в национальном стиле, обереги, кукол в казахских национальных нарядах, мини-юрты. Прохожие удивлялись, когда заглядывали в такую маленькую юрту. Там можно было обнаружить чуть ли не все атрибуты – дастархан, камчу на стене, расшитый национальным орнаментом сундук, домбра, даже картинку, выполненную на металле, на которой изображен древний город...
– Вы, наверное, художник с большим стажем? – прорвался я через толпу к Жанне.
– Нет, – смущенно улыбнулась девушка. – Занимаюсь творчеством не так давно.
Оказалось, Жанна – молодая мама. И пока находилась в декрете, увлеклась этим делом и очень быстро перешла в лигу профессионалов. Сейчас руку мастера видно сразу. При этом она по профессии экономист, работала в банке с графиками, цифрами, отчетами. Своё призвание художника нашла, став мамой. Всего полутора лет для этого преображения было достаточно.
– Пока сидела в декрете, очень хотела что-то сделать своими руками, – рассказала Жанна. – Сначала мастерила подарки друзьям и близким, потом помогала оформлять помещения в школах, детсадах. Даже в Дом ребенка «Дельфин» свои поделки передала. А затем пошли заказы. В соцсетях есть моя страничка как художника. И в «Одноклассниках», и «ВКонтакте». В последнее время постоянно участвую в выставках. Так что в экономисты уже не вернусь.
– А почему выбрали казахский национальный стиль? Есть ведь современные направления.
– Я не прочь попробовать и что-то современное. Например, на этой выставке представила ещё и букеты из игрушек. Когда вместо цветов – медвежата, зайчата, мышки. Это во мне материнское начало сказывается, хотелось и своих малышей порадовать. Почему всё-таки выбрала национальный стиль? Это вечное искусство, настоящее. За ним большая история и культура моего народа. Каждый завиток в орнаменте – как слово в песне. Я вышиваю и будто слышу голос предков – мелодичный, завораживающий. Семья меня поддерживает – и муж, и старшая дочь помогают. Вот и сейчас они со мной. А это дорогого стоит для любого художника!