Год назад на территории нашей области родилась новая ее крайняя точка – станция Жалгызтал. Это еще полсотни километров за далекий Аркалык. Молодежь с разных краев области съехалась сюда, чтобы жить и работать на перспективу. Во главе амбициозного коллектива встал 26-летний начальник станции Куат Абенов.
Он нас и убедил, что за этими рельсами большое будущее.
Дорога
– Да что там у нас, вы в Жалгызтале побывайте, – говорили нам аркалыкские железнодорожники. – Вот где прогресс творит чудеса! Стоял почти пустой аул, а теперь там самая современная в нашем регионе станция.
«Аркалык – Шубарколь» – эту железнодорожную ветку в 214 км называют дополнительным импульсом для развития страны. Она обеспечивает выход из центра Казахстана в Россию и далее в Европу. А уж для Аркалыка, который перестал быть тупиковой станцией, это и вовсе начало новой жизни. Ветка была открыта год назад. Точнее, 22 августа появилась у Костанайской области новая крайняя точка – станция Жалгызтал. Одноименная с селом, которое до этого было признано бесперспективным.
К слову, АО «НК «Қазақстан Темiр Жолы» пошло навстречу пожеланиям аркалыкских властей, когда внесло коррективы в строительство этой ветки. Согласно первоначальному проекту она должна была пройти в стороне от Жалгызтала. Теперь же бесперспективное село имеет все шансы стать железнодорожным узлом с соответствующей инфраструктурой.
Путь к этой точке роста лежит сложный. Проще сказать, он вообще не лежит. Автодорога в 50 км от Аркалыка до Жалгызтала больше напоминает направление. Когда мы добрались-таки до станции, железнодорожники удивились. К ним издалека предпочитают добираться на поезде.
Люди
Холостяки. Так можно обозначить нынешний штат станции. 15 железнодорожников, все достаточно молоды и... не женаты. А значит, амбициозны и думают на перспективу.
– Я родом из аулиекольского села Дузбай, – рассказывает 26-летний начальник станции Жалгызтал Куат Абенов. – Когда сюда направили… Нет, вовсе не огорчился. Тут хоть и край, но настоящий эпицентр прогресса Казахстана. Здесь, кажется, сам воздух пропитан перспективой.
И это правда. Посреди степных колючек лежат новые рельсы, по которым уже возят шубаркольский уголь. Вдоль путей нескончаемой стеной идут современные железобетонные линии снегозадержания. Если строительство ж/д дороги завершено, то на самой станции оно идет вовсю. Проводится канализация, строится водоочистная станция. А еще здесь вскоре появится вокзал и 15 домов для семей железнодорожников. То есть для молодежи здесь создаются условия, чтобы и жить, и работать, и семью заводить.
– Пока же трудимся вахтовым методом, живем вот в таких домиках. – Куат заводит нас в новый одноэтажный дом, на станции таких два. – Здесь есть всё – туалет, ванна, душ, кухня. Сами себе готовим. Пока. Чтобы уютнее стало, шторами, люстрами и коврами помог профсоюз Костанайского отделения дороги. Теперь почти как дома. Чай будете?
За чаем да с пряником в руках и разговор пошел не только профессиональный. Парни рассказывали, как радуются за них родители, не пропуская в теленовостях репортажи об аркалыкской железной дороге. Как повезло им с жильем в Аркалыке, где построен новый дом для сотрудников ҚТЖ. И, к слову, вспомнила команда Жалгызтала, что один из них уже семейный. «В прошлую субботу наш дежурный по станции Канат Сериков женился. Первый!»
А второй дежурный по станции Ердаулет Жусупов вспомнил свое железнодорожное детство:
– Я ведь родился под стук колес. Отец работал дежурным, а потом и начальником станции на 73-м разъезде. Это под Кушмуруном, сейчас этого разъезда уже и нет. А тогда мы там всей семьей жили. Мама была истопником. Братья, сестры – нас всех гурьбой на рабочем поезде в школу отправляли. Так и учились. Так и жили. Неплохо, значит, жили, раз есть желание не подвести династию… Отец – движенец, и я по его стопам пошел.
Ердаулет начинал с монтера пути. В Карабалыке работал дежурным по станции, но, признается, здесь, на краю области, интереснее всего.
– Я до этого на ручных стрелочных переводах работал, а здесь пульт-табло, нажал кнопку – и готово. Если честно, хотел бы здесь работать, когда нагрузка пойдет по максимуму. Всегда интереснее там, где работа кипит, где ты нужен.
Железнодорожники говорят: чтобы до конца понять романтику труда на дальней станции, нужно оказаться на Жалгызтале ночью. Звездное небо, черная дышащая травами степь и вдруг линия ярких фонарей вдоль «железки». Говорят, красиво. Воодушевляет. И патриотично.
Цифры
Отдельная тема – техническое оснащение станции. Такого, как на Жалгызтале, больше нигде в области нет. Здесь компьютеризировано всё. Светофорами и стрелками управляет дежурный у монитора. Главное – занести верную информацию, а маршрут проконтролирует компьютер. И это лишь малая часть всего оснащения. На станции даже есть оборудование, которое при отключении электроэнергии обеспечивает ее работу в автономном режиме
Сейчас по ветке «Аркалык – Шубарколь» в основном идет уголь. Путь для него существенно сокращен. Раньше груз шел через Астану и Караганду, делая крюк. Теперь – напрямую. Ввод новой линии позволил сократить расстояние на 559 км. Провозная плата за перевозку, соответственно, снизилась, что, в свою очередь, уменьшило и себестоимость угля.
В перспективе достижения еще большие. Если учесть, что здесь построят новые дома и близость самого села Жалгызтал, а до него рукой подать, то вполне реально, что в будущем здесь вырастет настоящий рабочий поселок. На это очень надеется Канагат Касым, аким села Жалгызтал:
– Конечно, мы ждем, что здесь пойдут и пассажирские поезда. Но больше всего надеемся, что железная дорога обеспечит наших сельчан работой. Ведь и Президент говорил, что строительство новой железной дороги даст рабочие места тем, кто возле нее живет. Кстати, нам сообщили, что в следующем году будет проведена реконструкция дороги Державинск – Улытау. Эта трасса пройдет как раз через нас. Так что и хорошая автодорога появится, а у людей – надежда.
Главное
Из местных сельчан на станции сейчас работает 26-летний Данияр Жанзаков. Его история – это отдельная эмоция. Парень родился в том самом бесперспективном Жалгызтале. После школы поехал учиться в Астану на экономиста. Выучился, успешно работал в банке, а потом открыл свое ТОО. Затем узнал, что его отец здесь, в Жалгызтале, серьезно заболел.
– Тогда я решил вернуться домой, – просто объясняет свое решение парень. – Понимаете, нас в семье четверо, и я – старший. Отец перенес операцию на сердце, маме нужно помогать. Да, в столице всё шло неплохо. Но дома я нужнее. Потом узнал, что станция строится. Пришел и попросил работу. Предложили осмотрщиком вагонов. Я согласился. Здесь хороший коллектив. А сельчане и правда очень на «железку» надеются. И, думаю, не зря.
Данияр искренне удивлялся, что можно было в его ситуации поставить на первое место карьеру. Говорит, всё начинается с семьи. И надежные работники – тоже. Его папу зовут Курмангали, маму – Укижан. Кажется, они воспитали хорошего сына…