Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Тайны следствияКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Тайны следствия

Тайны следствия

Почти полгода ведётся дознание по группе молодых парней, обвиняемых по тяжким статьям Уголовного кодекса. Потерпевший – наш бывший соотечественник, а ныне гражданин Германии – спокойно почивает в своей немецкой вотчине. А заявления о том, что он «придумал» преступление, лежат в полиции без движения.

Обычное ДТП

Его действительно можно было бы назвать обычным. Никто из людей особо, если не считать разбитого носа одного из пассажиров «Вольво», не пострадал, «ушибы» получили лишь автомобили. Машин в этом ДТП было две: «Жигули» частного таксиста и иномарка с германскими номерами. Причем очевидно: виновник ДТП – тот, кто сидел за рулем «Вольво». Но на этом обычность происшедшего 29 марта около пяти утра на пересечении улиц Наримановская – Абая и заканчивается.

Выскочив из машины, водитель «Жигулей» увидел, что от «Вольво» убегает человек. Скрывается – значит, виновный? Через минуту мужчина уже держал пытавшегося убежать молодого человека, на его одежде была кровь. Еще через несколько секунд к месту ДТП подскочил полицейский патруль. Он преследовал «Вольво» по ночным улицам Костаная, потому что человек, управлявший автомобилем, не отреагировал на приказ остановиться. При этом даже промчался на красный свет. Остановило иномарку только то, что в нее врезались «Жигули».

Кто есть кто

Кто управлял «Вольво»? Практически сразу этот вопрос стал главным. Водитель «Жигулей» был уверен – тот, кого он задержал. Однако Саби, так зовут парня, сразу же заявил: «Я ездить не умею...» А Сергей, он тоже был в машине, прокричал: «Это не он был за рулем, могу дать свидетельские показания!» Полицейские стали выяснять, кому принадлежит автомобиль. Оказалось, гражданину Германии Константину Уйманову, 1991 года рождения. Однако тот неожиданно заявил: автомобиль у него похитили, и за рулем он не сидел. У всех четырех пассажиров «Вольво» на этой фразе рот открылся от удивления: как это?

То мартовское утро все пятеро молодых людей провели в Южном отделе полиции. Писали объяснительные, им сказали, как свидетели. Потом все разошлись по домам. Никто даже предположить не мог, каким будет продолжение этой истории.

Что день грядущий приготовил

30 марта четверку парней, тех самых, что находились во время ДТП в «Вольво», пригласили уже в Северный отдел полиции. Там им объявили, что владелец автомобиля написал на них заявление. Якобы у ночного клуба «Дионис» на него напали двое, держали за руки, забрали в кармане куртки ключи от машины, барсетку с документами и деньгами, усадили на пассажирское сиденье. Ему угрожали физической расправой, и он боялся за свою жизнь. И что по этому заявлению возбуждено уголовное дело.

Фазыл Тажубаев – общественный защитник одного из четверых ребят,
находящихся под следствием. Не перечесть, сколько ходатайств, заявлений, 
обращений он написал, сколько раз бывал на приемах в полиции 
и прокуратуре за то время, пока идет расследование. 

А дальше в «Северный» стали подъезжать встревоженные родственники парней. Тетя Саби рассказывает:

– В пять часов утра мне племянник позвонил: «Апашка, я не виноват, приезжайте...» Мы поехали на место ДТП, там уже криминалисты работали. Я верю племяннику, потому что прав у него нет, и машину он не водит. А чтобы ехать на такой скорости – нужен опыт. И в горотдел на следующий день мы приехали.

Конечно, все были встревожены. И тут к родственникам подошли ребята: адвокат Уйманова предложил каждому отдать по сто тысяч тенге, и тогда дело закроют за примирением. Какая первая реакция бывает в таких случаях у родственников? Черт с ними, с деньгами, главное, чтобы отвязались. И они, признается тетя Саби, уже были готовы согласиться. Карты спутал подъехавший в полицию отец одного из парней Айтжан Гибиденович. Подполковник в отставке, он когда-то работал в правоохранительных органах. Мужчина остановил «коллег» по несчастью: какие деньги, какое примирение! Это значит, что они признают свою вину и дело, если и закроют, то по не реабилитирующим основаниям. А это – пятно, преграда в дальнейшей судьбе ребят. А потом еще прокурор с примирением не согласится. Если они говорят правду, значит, это надо доказывать.

В тот же день вечером на всех четверых – Саби, Сергея и двух Нурсултанов – надели наручники и увезли в изолятор временного содержания г. Рудного. Рассадили по разным камерам.

Санкция суда

2 апреля парней привезли в суд №2 г. Костаная. Заводили к судье по одному. К общему удивлению, к статье УК, которая фигурировала в первый день их допроса в полиции (угон), прибавились еще две – похищение человека и грабеж. А это уже очень серьезно. Посетители редакции рассказывают, что потерпевший Уйманов присутствовал только при даче санкции на арест одного из парней. Потом, сославшись на состояние здоровья, удалился. По словам Саби, их никто особо не слушал. А родственники, услышав, что детей могут отпустить до суда под залог, без колебаний согласились. Заложили квартиры, дом, машину, собрали деньги. Правда, одному из Нурсултанов пришлось все же две недели провести в следственном изоляторе. Залог за него внести было некому, а когда это решили сделать родственники других ребят, пришлось выдержать битву.

Откуда ноги растут

Конечно, надо понять, как четверка парней попала в машину иностранного гражданина. Ребята отдыхали в ночном клубе «Дионис». Когда, рассказывает Саби, они решили уезжать, выяснилось, что денег на такси у него и Нурсултана не хватает. У них было 600 тенге, а таксист запросил тысячу. И тогда они увидели темное «Вольво». Водитель тут же согласился взять парней. Однако Саби заметил стоявшего у клуба своего знакомого по имени Нурсултан, того, кто был вместе с ним, он не знал. И предложил этим двоим поехать с ними: больше пассажиров – меньше платит каждый. Так четверка оказалась в машине Уйманова. Эти показания ребята стабильно давали на протяжении всех допросов в полиции и на очных ставках. Рассказывали, как их по дороге заметил патруль, как они просили водителя остановиться, но тот ответил, что это невозможно, потому что он пьян (по признанию самого Уйманова, пил виски и водку). Было реально страшно, потому что боялись, ведь полицейские могли стрелять по машине. Рассказывали, кто с кем рядом сидел. Саби, в частности, которого сейчас обвиняют в том, что именно он вел машину, находился на заднем сиденье, сразу за водителем. А когда произошло ДТП, ударился о спинку этого сиденья и разбил нос. Против них было лишь заявление самого гражданина Германии и показания водителя «Жигулей», который был уверен: пассажир из машины после ДТП не побежит, это мог быть только водитель.

Задержите отъезд пострадавшего

Уже 2 апреля адвокат Б. Абдрахманов пишет следователю Ф. Турсынбаеву ходатайство, где просит, в том числе осмотреть салон «Вольво». Если кровь его подзащитного из разбитого носа сзади водительского сиденья, то станет ясно, что за рулем сидел не он. Следователь ответил: «отклонить как необоснованно заявленное». На следующий день новое ходатайство: путем проверки определить, умеет ли Саби водить машину. Ответ следователя: «отклонить, в связи с тем, что вина подозреваемого полностью доказывается материалами дела, показаниями потерпевшего».

3 апреля следователю Турсынбаеву подает ходатайство адвокат Е. Шиктыбаев. Его суть: подзащитный 30 марта написал заявление о привлечении потерпевшего к уголовной ответственности за ложный донос. Если Айманов покинет Казахстан, то установить истину будет невозможно, «прошу ограничить выезд...» Ответ следователя последовал через три дня: «ограничить не в компетенции, вина подозреваемого полностью доказывается». Как это мог знать следователь, когда не были даже готовы результаты экспертиз – видимо, тайны следствия.

Между тем Константин Уйманов, который прибыл в Костанай 25 марта, якобы в гости к дядюшке, но адреса его не знает, третьего апреля уезжает, и в два часа ночи четвертого пересекает границу на своем автомобиле «Вольво». Увозя, по сути, вещдок. Делая для экспертов невозможным тщательнее исследовать машину. Все, что они успели сделать, так это взять отпечатки пальцев с руля автомобиля и с водительского сиденья на предмет совпадения частиц на нем с одеждой Саби. Все результаты оказались отрицательными: совпадений нет, отпечатков кого-либо из четверки ребят на руле – тоже. Есть и еще одно железное обстоятельство: не сразу, но адвокатам удалось настоять на том, чтобы в деле появилась запись с камеры видеонаблюдения напротив ночного клуба «Дионис». Родственники держат у себя копию, чтобы, не дай бог, она не исчезла. И утверждают: на записи видно, как хозяин «Вольво» садится за руль своего авто.

При таких обстоятельствах адвокат Е. Шиктыбаев забрасывает начальнику Северного отдела полиции УВД Костаная очередное ходатайство: просим производство по делу прекратить за отсутствием события преступления. Ответила ему уже другой следователь, Д. Рахметова: «отклонить, вина полностью доказывается».

Выводы прокуратуры промежуточные

Прокуратура Костаная уже не раз изучала материалы уголовного дела. Самый любопытный документ – постановление надзорного органа от 29 июня 2015 года. Из него видно, что следствие к этому моменту уже составило обвинительный акт. Чтобы направить его в суд, требовалось лишь добро прокуратуры. А она не согласилась. В документе перечисляется множество поводов для отказа. По сути, это констатация непрофессионализма высшей степени. Уже в этом постановлении указывается на множество противоречий, которые нельзя решить без потерпевшего Уйманова. Например, по поводу видеозаписи камеры наружного наблюдения на территории развлекательного центра.

Через месяц прокуратура г. Костаная снова изучает материалы уголовного дела. Но не берет на себя ответственность закрыть его. Дело передают уже в следственное управление ДВД. Избирается такой ход: отправить в Германию специальное поручение об оказании международной правовой помощи. В чем конкретно? Это тоже, видимо, тайна следствия. Хотят попросить, чтобы Уйманов приехал в Казахстан? Чтобы пригнал ту самую машину? Но это настолько бесперспективно, что результаты практически предсказуемы. Причем если следовать ответу из ДВД на наш запрос, полиция подготовила и отправила это самое специальное поручение в областную прокуратуру только на прошлой неделе. Дальше оно должно уйти в Генеральную, оттуда – в Генеральную Германии и так до города Штутгарта, столицы земли Баден-Вюртемберг. Сколько уйдет на это времени? Срок его исполнения, говорится в ответе в редакцию, зависит от Германии.

Схема, которая дала сбой

Фазыл Мукашевич Тажубаев – общественный защитник внука своего умершего брата. Одного из четверых ребят, находящихся под следствием. Не перечесть, сколько ходатайств, заявлений, обращений он написал, сколько раз бывал на приемах в полиции и прокуратуре за то время, пока идет расследование. И в редакцию ребят и их возмущенных ситуацией родственников привел именно он.

– Я думаю, что в полиции – это схема, – говорит отец Нурсултана Айтжан Габиденович. – По малозначительности открывают дело, потом предлагают примирение за деньги. В нашем случае – с помощью адвоката, который, кстати, бывший сотрудник полиции. Вот только в данной ситуации эта схема дала сбой.

– У меня такое же мнение, – поддержал коллегу по битве за справедливость Фазыл Тажубаев. – Дело волокитят специально.

– Или не знают, что теперь делать, потому что если закроют, то получат от нас иски. Или ждут, когда мы устанем жаловаться и пойдем к ним на поклон, – продолжает Айтжан Габиденович.

– Мы согласны, чтобы дело передали в суд. Вот только с какими доказательствами? – вторит Фазыл Тажубаев.

Надо признать: в любом случае история эта беспрецедентная.

– Нелепая, что-то невероятное с нами произошло, – говорит Саби. – Мы же просто погулять любим. Теперь я понял – осторожнее надо быть.

Конечно, для 19-летнего парня – это урок. Но что сейчас? В любом случае пока в проигрыше четверо молодых людей и их родственники. Огромный, в общей сложности в более чем десяток миллионов тенге залог – это деньги, которые для одних могли быть вложены в развитие бизнеса, для других – это долги, третьи ограничены в распоряжении имуществом. А сами молодые люди? Кто возьмет на работу подследственного по тяжким статьям? И вообще каково это – жить под уголовным прессом? Все эти препятствия уйдут, когда у уголовного дела будет финал. Когда – это главный вопрос для героев этой истории. Но не единственный для всех нас. Главным образом потому, что никто не застрахован от подобного. И на что, точнее, на кого тогда рассчитывать?  

Татьяна БАШКАТОВА tab52@rambler.ru 54-05-80
Фото  автора 
Просмотров: 5638
Нравится: +1
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран