Помните зайца из советского мультфильма, который постоянно гордо повторял, что у него дома четыре сыночка и лапочка-дочка? В семье Калиевых из поселка Смирновка Карабалыкского района наоборот – четыре дочки и лапочка-сыночек. И скоро будет еще кто-то!
Легкая и воздушная щебетунья Гульнара выглядит очень молодо. Приветливо открывает мне двери, приглашает в дом. Замечаю, что она ждет ребенка. «Шестого?!» «Шестого!» – уверенно отвечает Гульнара.
Боранбаю Калиеву было 30, когда он предложил Гульнаре руку и сердце. Родители девушки были против: жених старше невесты на 12 лет! Но Гульнара в своем выборе не сомневалась. И родные его приняли: трудолюбивый, образованный, добрый и порядочный зять сумел доказать свое право на любовь к их дочери. С тех пор прошло 20 лет.
Сегодня с Калиевых можно писать семейный портрет: многодетная сельская семья, которая рассчитывает только на собственные силы.
Во главе семьи самая старшая – свекровь Гульжаухар Хабидулловна. Но классических отношений между свекровкой и снохой вы здесь не обнаружите, сколько ни ищите. Гульжаухар аже не только стержень, на котором крепится вся семья, но и добрый друг, мудрый учитель и просто любящая бабушка и мама. Между собственной дочерью и снохой различий не делала. Как свою семью создавала – крепкую, дружную, открытую, тому и сноху учила.
В июле Гульжаухар Хабидулловна отметила 80-летие. Но вместе с беременной Гульнарой она на днях участвовала в сборе картофеля.
Отец семейства Боранбай Калиев перенес серьезную операцию, временно не может работать. Так что у семьи сегодня не самые легкие времена. 280 тысяч тенге нужно платить за обучение в вузе старшей дочки Ботагоз, еще троих детей нужно обуть-одеть и приготовить к школе – Сауле учится в 10-м, Даурен в 9-м, им тоже скоро выбирать свою профессию, Мерей во 2-м, Сымбат – в классе предшкольной подготовки.
Но супруги не сетуют. И ни от кого не ждут помощи.
– Если мы будем на кого-то надеяться, то ноги протянем, – смеется Гульнара. – Если при начислении пособий на детей до 18 лет государство, посчитав количество наших кур и голов скота, делает вывод, что мы в этом пособии не нуждаемся, то… Впрочем, пособие по многодетности получаем: 8 тысяч тенге с копейками. Словом, стараемся справляться сами. Мы в целях экономии лишний раз в магазин даже не ходим. К примеру, хлеб нам дешевле печь самим. Картошка, тыква, лук, кабачки, полный погреб солений и варений – все заготавливаем сами.
Сегодня с Калиевых можно писать семейный портрет: многодетная сельская семья, которая рассчитывает только на собственные силы.
Излишки выращенной и заготовленной продукции меняют на чай и некоторые другие продукты. Если уж в магазине что и покупают – только оптом. Так экономнее.
Много каких подсказок и секретов в этой экономии дает опять же Гульжаухар аже. Ее бытовой и жизненный опыт здесь просто бесценен.
Но главное – Калиевы понимают, что большую семью не прокормить без большого подворья. Работа сегодня есть, а завтра нет, а подворье, как и семья – ценности вечные. Пять коров – все дойные. Молоко, правда, нынче скупают не по самой выгодной цене, да что тут изменишь? Из полученных телят одного пришлось продать – очень нужна была наличка. Лошадь на согым – обязательно надобно зарезать. Куры, овечки – само собой…
Может, полной чашей дом Калиевых и не назвать – скромная сельская обстановка, на столе все изыски собственного производства, – но самое необходимое есть. И этого вполне достаточно, чтобы более или менее уверенно смотреть в завтрашний день.
– Многие люди сегодня просто обленились, – говорит Гульнара. – Молодые и здоровые безбожно пьют, их дети ходят оборванцами и недоедают.
Калиевым такого отношения к детям и к собственной жизни не понять. От множества проблем есть одно верное средство – труд. В семье Калиевых это понимает каждый.
После того как отец по состоянию здоровья остался без работы, именно дети предложили родителям расширить подворье: они тоже понимают, что благополучие семьи зависит от него, как и от их личного участия в развитии хозяйства.
Бабушка не только семейный командир и советчик – она равноправный член семьи. Поэтому ее небольшая пенсия в общий котел вносится открыто, как и любые доходы, полученные от подворья. На семейном совете обсуждаются главные финансовые решения. Так заведено и так правильно строить жизнь и семью – в этом Калиевы убеждены. Как и в том, что детей должно быть много.
Казалось бы, в наше-то нелегкое время и шестой ребенок – зачем?
А Гульнара и Боранбай удивляются, когда удивляются другие:
– Дети – это счастье! Мы счастливы в них и ими.
Они и сами выросли в многодетных семьях, где многоголосый шум детворы и суета за дастарханом, смех и радость общения – привычная обстановка. Гульнара и Боранбай просто не представляют себе иного. Поэтому их собственный дом полон того же – необыкновенного душевного тепла, доброты, заботы и всего того, что именуется счастьем…
Татьяна МАКАРОВА
Фото автора
Карабалык