Маленькая станция Баталы затеряна в степях Тарановского района. Здесь, в приграничном с Россией поселке Баталы, работает удивительный железнодорожник. Слухач Владимир Рощин.
Владимир Рощин уверен, что лучше напрасно отцепить вагон, чем допустить трагедию.
Первое, что бросилось в глаза, надпись на здании станции – «Баталы», и в конце точка. Откуда она и почему, даже старожилы не припомнили. Поменялось здесь многое. Еще несколько лет назад станция Баталы принадлежала Российской железной дороге. Теперь наша, казахстанская. Все здесь сейчас говорят о грядущей перспективе, которую связывают с железнодорожными путями к золоторуднику «Варваринское». Он находится рядом со станцией. Рудник ожидает до миллиона тонн погрузки в год. И станция к новой жизни готовится, модернизируется. Обновлены стрелочные переводы, пульт-табло, устройство контроля подвижного состава.
А вот люди здесь работают разных поколений. И у бывалых, и у новичков в особом почете осмотрщик Рощин. Точнее, Владимир Николаевич – старший осмотрщик-ремонтник вагонов контрольного поста станции Баталы. Узнав, как его «разрекламировали» коллеги, засмеялся.
– Преувеличивают. Обычный я. У каждого есть свое дело, которое приносит ощущение не зря прожитого дня, что ли. Вот я этим летом, точнее 11 июля, шел на работу с особенным настроением. В этот день было ровно 25 лет, как я на железной дороге. Пришел в непростое время, в 1990 году. И благодарен судьбе, что оказался тогда именно здесь.
– Трудовой юбилей отмечали?
– Нет, не отмечал. Просто в голове дата сидит. Оттого и настроение было особенным, сразу вспомнилось, как начинал. У мужика ведь все завязано на работе. Мне повезло, я с моей работой душа в душу. И благодарен ей. Помню, отработал буквально год, и пошли изменения. Люди сидели без зарплаты, с ума сходили от безысходности. А я работал на железной дороге, и зарплату мне платили стабильно. С первого дня и по сей день так.
Вот уже четверть века он отвечает на станции Баталы за безопасность вагонов, а сейчас уже и контролирует всех осмотрщиков. Как? Старается давать не просто технические мастер-классы, но и советы. Хотя, признается, любви к делу научить сложно, а вот пробудить настоящий интерес и ответственность вполне возможно.
– Прежде чем устроиться на работу, человек думает, смогу ли я? Тут ведь нужно не просто поезда встречать, нужно чувствовать каждый состав и понимать: если не почувствуешь, возможна катастрофа. Да, мы простукиваем молотком колеса и буксы (коробка, соединяющая колесную пару и раму вагона. – Прим. авт.), но каждый из нас должен быть не просто слухачом. По звуку поломку, правда, легко определить. Колесо выдает дребезжащий звук, значит, трещина. А если букса от удара эхо дает – явно есть нарушение крепления. Вскрываем и смотрим. А вообще, у нас должны по максимуму, а то и больше, работать три чувства: слух, зрение и обоняние.
– Обоняние?!
– Да, и оно тоже. Нужно нюхать каждый поезд. Состав еще не подошел, а ветерок, порой, уже доносит его запах. Так вот, если в нем ощущается гарь, это явный перегрев. О неполадках с колодками тоже скажет запах. Останавливай поезд и проверяй.
Работал у нас такой Куантаев, сейчас он в Карталах. Так вот дым он заприметил издали. Мы с ним состав остановили, а там букса рассыпалась. Если бы он не увидел, 3-4 км от Баталы – и сход. И у меня такой случай был. На переезде слышу стук какой-то неправильный. Дежурному кричу: останавливай! Проходя мимо нас, вагон уже подпрыгивать начал, потом набок лег. Без жертв, слава богу. Успели остановить. Я уверен, лучше напрасно остановить, отцепить вагон, чем допустить трагедию. Инициатива и неравнодушие – главные качества осмотрщиков. Лично я, если заподозрил неполадку, вагон в путь не пущу.
Так и работает Владимир Николаевич. В отпуске на четвертый день начинает сходить с ума, на работу тянет. Говорит, свою жизнь в селе не променяет ни на какую другую. От работы до дома пять минут. Все кругом свои, знакомые и родные. Разве может этим похвастать городской житель?
– На селе жить сердцу теплее. Тут главное – чтобы и с работой был порядок. За годы, что я на ж/д, дети на ноги встали, внуки родились. И работа всегда была в семье подмогой. Я ведь уже говорил, для мужика – и сельского, и городского – это главное.
По итогам осмотра всех станций нашей области руководство дороги пост Рощина похвалило. Даже поощрило.
– Я был горд за свою команду. Смена растёт достойная. Причем такая, что я за каждого из своих могу ручаться. Но я еще никуда не собираюсь уходить. Даже не думаю об этом. Сил и готовности быть полезным во мне еще на десятки лет. Да и перезагрузка нынче у нас, работа в Баталы кипит. Так что, никаких точек. У «Баталы» в планах только многоточие...