Он певец, в недавнем прошлом – депутат. Затем стал хозяйственником. Кто этот амбициозный молодой человек, который осваивает сферу местного туризма? Итогами летнего сезона с «КН» поделился директор базы отдыха «Белая юрта» Азамат ИБРАЕВ.
«Главное – быть нужным»
– Директор Карасуского ДК, руководитель районного партийного крыла «Жас Отан», председатель районного предвыборного штаба кандидата в президенты Нурсултана Назарбаева, лауреат областной Золотой книги молодежи. Теперь – директор базы отдыха. Для 33 лет приличный послужной список. Обычно напрашивается вопрос: кто стоит за этим парнем?
– Мама. Я вырос в селе Тарановском, в семье электрика и прачки. Мама вышла на пенсию с 38-летним стажем прачки в Тарановской больнице. Удивительное старшее поколение. Их выносливости и трудолюбию только позавидовать. В детстве мама отдала меня в музыкальную школу по классу аккордеона. Хорошо помню быткомбинат, там она и приобрела инструмент под названием Weltmeister, чтобы я мог заниматься. Для этого заложила единственные золотые серёжки. Так что все, чего добился сегодня, это благодаря маме.
– Серьги выкупили?
– Нет. Нас же двое пацанов росло. Отец, когда мне было семь лет, ушел. Но спустя много лет, когда мама уже вышла на пенсию, мне на глаза попались в магазине серьги, похожие на те. В скромный знак благодарности я подарил их маме. Слёзы были больше, чем камни на этих украшениях. Как и все дети, я мечтал бросить музыку, но строгие порицания старшего брата и матери давали мне волшебных пинков, если можно так выразиться.
– Самая ранняя картинка, которую помнишь в жизни?
– Детский сад. Оркестр народных инструментов. Руководитель-баянист заводит главный лейтмотив. Мне достался музыкальный «треугольник». Нужно было звуком выдать капли талой воды.
– Скажи, с тонким музыкальным чутьем все же рождаются?
– Да ладно?! Я петь начал в школе. И рос под слова учителей, что «талантами не рождаются, а становятся». На самом деле дыхательная система и голосовые связки у всех одинаковые. Как футболист учится управлять мышцами ног для более точного удара, так и вокалисты тренируются, закаляют свой организм для нужного звука. «Нет слуха» и «мне не дано» – это отговорки. Лень и нет желания – это правда.
– Однажды тебе доверили спеть гимн Карасуского района. Теперь ты поешь на стадионе в честь Дня города Костаная. Дошел до финала республиканского конкурса «Анши балапан». Более того, сам пишешь песни, делаешь аранжировки. А на днях выйдет твой первый видеоклип. Считаешь, что состоялся как вокалист?
– Нет. Я не лукавлю! Мне кажется, зрителям больше нравится моя харизма. Говорят, двигаюсь на сцене «по-честному», не играя. Тут соглашусь. Видно, одного голоса мне не хватает, потому и тело поет. А вот газетная вырезка про «Анши балапан» у мамы до сих пор хранится.
– Озвучу обобщенное мнение твоих слушателей: «Поет не хуже, а иногда и лучше оригинала. От Стаса Михайлова до «Океана Эльзы». Да простит нас Михайлов… На большую сцену не рвешься?
– А зачем?! Основа везде одна. Повсюду розетки в 220 вольт и пять ампер. Было бы на что энергию тратить. Слава? Знаешь, как приятно, когда меня выходят послушать повара нашего ресторана! Главное – быть нужным. Когда ты нужен дома, зачем из него бежать?!
«Подкова принесет счастье, если пахать как лошадь»
– Как же тебя, такого творческого, в депутаты занесло?
– Наверное, потому и занесло, что не на чемоданах живу, а здесь и сейчас. Я благодарен, что судьба свела меня с гендиректором ТПК «Карасу» Алматом Турсуновым. Он в меня поверил, стал учителем по жизни. Наверное, даже заменил в этом отца. Он дал возможность развиваться. Ту самую удочку, а не рыбу. Я восемь лет проработал директором молодежного развлекательного центра «Колос» в Карасу. Там был кинотеатр, дискозал, бар, бильярд… Тогда «Горняк» не был таким навороченным, а в «Колосе» стоял звук «dolby 7.1». А ведь это райцентр! Потом люди выбрали в депутаты. Почему? Наверное, потому, что знают меня. Доверяют. Я очень благодарен Карасу за то, что там я узнал, что такое патриотизм.
– И что же это?
– Неравнодушие. Любой гражданин, вышедший на субботник, посадивший дерево за пределами своего двора, и есть патриот. Важно не жить надеждами, а осознать, что будущее уже наступило. Конечно, не все еще идеально, но трудности закаляют. Переходный период тем и сложен, что новое еще наживляется, а старое вроде как уже забраковано. Одни в этот момент уезжают, другие мудро выкладывают по кирпичику основу нового мира. Сначала только вокруг себя, потом дальше.
– Ты всего год руководишь базой отдыха «Белая юрта», а костанайцы уже стали чаще говорить о ней. Чем зацепил?
– Должность директора «Белой юрты» – очередной уровень доверия Алмата Турсунова. Надеюсь, оправдаю. Я стараюсь сделать из нее не пафосный ресторан, а популярное место отдыха, где будет комфортно всем костанайцам.
– Знаю, ты ездишь на своей машине на рынок за покупками, таскаешь мешки. Несолидно как-то для директора…
– Мне все равно, что не солидно. Нет у меня сейчас возможности тратить деньги на водителей, ди-джея, ведущего… Но я ни в коем случае не буду экономить на продуктах и профессиональных поварах, которые здесь долгие годы работают. А вот закупать могу и сам. Вечером выхожу на сцену к отдыхающим и пою тоже сам. Люди зачастую не знают, что я директор. Подходят, мол, эй, паренек, а давай-ка нам что-нибудь подушевнее. Как-то мне даже чаевые дали. Приятно. Все привыкли видеть директором толстого дядьку в шикарном кресле, отдающего приказы. Так не бывает! Все люди, добившиеся успеха, это трудяги. Помнишь юмор: «Подкова принесет счастье и удачу только тогда, когда её прибить себе на ступню и пахать как лошадь»?! Я живу по этому принципу.
– Не страдает певец Ибраев, когда директору Ибраеву нужно ехать на рынок, а тут нахлынуло вдохновение?
– Я с ними договариваюсь. Выступаю медиатором. Если серьезно, нужно быть разносторонним. Глава государства постоянно говорит про конкурентоспособность. И в этом направлении нам стоит поучиться у американцев. Есть у них такая легенда – «100 профессий». Смысл – осваивай как можно больше навыков, пригодится. Я считал, у меня сейчас штук 30.
– Например?
– Я закончил «режиссуру», могу быть аранжировщиком, играю на аккордеоне, всех клавишных, домбре, саксофоне, ударных… Могу работать звукооператором, сценаристом. Водителем маршрутки тоже могу. Официантом, барменом. Есть опыт работы в партии, в маслихате! Ну и грузчиком. Запросто.
«Прощать и жить...»
– За что тебе в жизни стыдно?
– За то, что до сих пор не создал крепкую семью. За то, что не сумел вовремя поработать над личными отношениями, быть терпимым. Сегодня это проблема многих молодых семей. В браке очень важно уметь идти на компромиссы.
– Ты вскользь сказал про отца, это болезненная тема?
– Еще какая. Мне его очень не хватало. Я потом нашел его, когда вырос. Часто ездил, общались. В 2011 году он умер.
– Ты его простил?
– По мусульманским обычаям поставил на его могиле оградку и каменную плиту. Годам к 25-ти понял, что благодарен ему за то, что есть я и мой брат. Простил. Нужно прощать и жить сегодняшним днем, планируя день завтрашний, а не наоборот.
– Много планов у Азамата Ибраева?
– Хочу сделать из «Белой юрты» место, интересное всем. Потому помимо бассейнов, уютных деревянных срубов и кемпингов у нас насыщенная программа. Рэп-концерты, вечера рока, дискотеки с самыми популярными ди-джеями, слеты по автотюнингу, спартакиады, тимбилдинг для сплочения коллективов… От кастинга в «Дом-2» до первой в Казахстане школы КВН. Есть в планах и стильные джазовые вечера, и полеты на дельтаплане. Уже строим аэродром. Делаем все и для семейного отдыха. Наши повара готовят всё: от кашки, какао или вареного яйца для вашего ребенка до шикарных банкетных блюд. Ценность отдыха ведь в мелочах. Да, у нас нет wi-fi . Я в правилах проживания так и написал, мол, нет его и не надо, общайтесь с теми, с кем приехали отдыхать. Сейчас вот систему отопления модернизирую. Если все правильно рассчитал, зимой в наших домиках будет тепло.
– Ты и в отоплении разбираешься?
– Так у меня в районе было 23 клуба, два при мне достраивались. Так что я не только песни пою…
P.S. Приезжал этим летом в «Белую юрту» популярный среди молодежи рэп-певец из Москвы. Директор Ибраев, приветствуя звезду, взял слово: «Популярный у нас исполнитель Ерболат Кудайбергенов переложил стихотворение известного казахского поэта Жубана Молдагалиева на музыку, получился речитатив. Позвольте я его исполню. Но сначала переведу для вас смысл: «Я – казах, умирал я и тысячу раз воскресал, чтобы жизни продолжить рассказ. Если плакал я, солнце на небе темнело, а смеялся – и тьма отступала от глаз. Я – казах, я по-своему тоже велик: я как будто бы новый седьмой материк между старой Европой и Азией древней. Но со всеми людьми вместе быть я привык». А потом Азамат, танцуя «Кара жорга», зачитал этот текст в виде рэпа на казахском языке. И по-русски добавил: «Мы в Казахстане так привыкли жить. Казахи, русские, украинцы, белорусы – все братья». Россиянин впечатленно кивал. Публика готова была нести Азамата на руках. Нет, этот парень не просто поет…