Сегодня у двух костанайских городских кладбищ фактически один хозяин. Как так вышло и что это означает для простых граждан?
Потерять дело, которому отдано столько сил и времени – удар. Сергею Бойко понадобилось около месяца, чтобы отбросить эмоции и броситься в бой.
Предыстория
– И вот эту линию электропередачи мы делали, и улицы между секторами, и дом для сторожа, – показывает Сергей Бойко на территорию, где теперь хозяйничает ТОО «Стикс».
Объясню сразу – речь идет о так называемых «старом» и «новом» кладбищах. Первое находится в районе аэропорта и было заложено в пятидесятых годах. Второе – за поселком Красный Партизан. Появилось около пятнадцати лет назад. Закладывало и расширяло его ТОО «Шелла», которое нынче оказалось не у дел.
Директор ТОО «Шелла» Сергей Бойко рассказывает, что в 2001 году этот участок земли он взял в аренду у государства. Заказали проект в архитектуре, разбивали кварталы, копали могилы, строили дороги. Часовню. О ней вообще разговор особый. Строили ее в 2012 году всем миром – кинули клич, и каждый, кто желал, принял посильное участие. Кто стройматериалами помогал, кто деньгами. Именно из-за часовни последние пару лет ТОО «Шелла» занималось кладбищем просто так, без юридического закрепления территории.
Дело в том, что часовню Сергей Алексеевич замыслил безвозмездно передать церкви. Для этого нужно было купить и оформить на ТОО землю, на которой часовня была построена. Пришлось расторгнуть договор аренды. Землю оформили и часовню передали. А договор обратно заключить не вышло – эти земли были отнесены к муниципальной собственности. И последние два года ТОО «Шелла» обслуживало кладбище только потому, что не бросить ведь действующий объект.
Лишь в этом году муниципальные земли стали передавать в доверительное управление. В январе вышли Правила, которые определяли порядок передачи, и ТОО «Шелла» начало готовиться к тендеру. Планов было много: пробурить скважину, чтобы вода была постоянно, построить рядом с кладбищем остановку… Но, увы, похоже, сбыться им не суждено. ТОО не было допущено к тендеру. Причина поражения – 15 тенге и отсутствие прецедента. О нем позже. Сначала о пятнадцати тенге.
Чуть-чуть…
– Первый тендер – мы сами виноваты – пропустили. Просмотрели объявление в газете. А второй…
Сергей Бойко не ищет плечи, на которые можно было бы переложить вину. Ошибки свои признает. Главная из них – бухгалтер предприятия, оплачивая налог, допустила оплошность, недоплатила пени 15 тенге. Вот это и стало препятствием для участия в тендере. Первый, который прошел в апреле, был признан несостоявшимся – был только один участник, ТОО «Стикс». Но в повторном тендере один участник по закону допускался. И вновь на доверительное управление «новым» кладбищем претендовало только ТОО «Стикс». «Шеллу» не допустили к участию в тендере. Из-за того, что в справке из налоговой, которую предоставило ТОО, значилась задолженность. Те самые 15 тенге.
Конечно же долг они сразу же оплатили. Но чуть-чуть не успели – справка из налоговой делается три дня, она была готова вечером 4 июня. А прием документации заканчивался в 11 часов этого же дня. Понятно, что тендер выиграло ТОО «Стикс». И теперь им на законных основаниях в доверительное управление передано детище Сергея Бойко и ТОО «Шелла».
Потерять дело, которому отдано столько сил и времени – удар. Сергею Алексеевичу понадобилось около месяца, чтобы отбросить эмоции, проанализировать ситуацию и броситься в бой.
Суд
Ответчиком на судебном процессе выступало ГУ «Отдел финансов акимата города Костаная». Сергей Бойко и его адвокат Лимара Сергазина предъявили ГУ иск, согласно которому, ТОО «Шелла» не допустили к участию в тендере незаконно. Почему?
В Правилах передачи государственного имущества в доверительное управление (п. 25 п.п.7) сказано, что участник должен предоставить справку об отсутствии налоговой задолженности более чем за три месяца. То есть, если срок задолженности не превышает трех месяцев, значит, к участию допустить можно. Этот довод адвокат Лимара Сергазина приводила суду и объясняла, что у ТОО как раз задолженность не превышала трех месяцев. Просто в справке из Департамента государственных доходов это не указывается, она дается на текущий момент, без дат и сроков. В качестве доказательства ТОО «Шелла» предоставило распечатки из банка – об уплате налогов и прочих отчислений. Вот там как раз указывались сроки. Но эти распечатки отчего-то никто не принимал во внимание.
Их, кстати, Сергей Бойко показывал и начальнику отдела финансов Раисе Айткужиновой – еще тогда, когда пытался подать документы на рассмотрение тендерной комиссии. Но начальник отдела была непреклонна – если есть задолженность, значит, к тендеру допустить нельзя. То же самое Раиса Балгабаевна пояснила и мне. А вот на вопрос, почему же тогда в Правилах оговаривается срок, не ответила. Направила меня к юристу ГУ.
Даурен Шарипов, юрист отдела финансов, на этот вопрос тоже не ответил. Сказал сначала, что «вы же были на суде и сами все слышали», а потом сообщил, что будет отвечать только на письменный запрос. В одном он был прав – на суде я действительно все слышала и видела. В частности и то, как юрист ГУ часто терялся, не знал, как ответить на вопрос судьи. Если бы не активность представителя ТОО «Стикс», еще неизвестно, как все обернулось бы. Но речь не об этом. Речь о прецеденте.
Прецедент
Дело, которое рассматривалось в экономическом суде, ТОО «Шелла» проиграло. Судья А. Нурбаева не стала выяснять, для чего же в Правилах написано, что срок задолженности не должен превышать трех месяцев. А мне стало интересно. Но дело в том, что никто не мог мне этого объяснить. Ни юристы, ни бухгалтеры предприятий с большим опытом работы в сфере госзакупок, ни законодатели. В лучшем случае говорили о том, что, вероятно, такого прецедента еще не было, обычно же просто пожимали плечами – на этот момент мало кто обращает внимание, стараются просто, чтобы не было никаких задолженностей – иначе проблем не оберешься. Правда, останавливаться Сергей Бойко и его адвокат не намерены. Будут подавать в вышестоящую инстанцию. Возможно, им удастся создать этот самый прецедент.
Между тем депутат Сената Серик Бектурганов подсказал, что с этим вопросом лучше обратиться к разработчику законопроекта – в Министерство финансов. Запрос я отправила. Но ответа придется ждать не скоро. Еще один депутат, на сей раз мажилисмен, Айгуль Соловьева по моей просьбе обращалась с этим вопросом к налоговикам на республиканском уровне. Но ей ответили, что это не к ним, это к тем, кто проводит госзакупки. Айгуль Сагадибековна пообещала поднять вопрос на очередном заседании комитета. Будем ждать ответа. А пока…
Социальное
Назвать монополистом ТОО «Стикс» пока сложно. Дело в том, что «старое» кладбище, которое обслуживало еще ГКП «Стикс», пока также не имеет юридической привязки. И в обозримом будущем тоже должен состояться тендер на доверительное управление. Но…
Сергей Бойко говорит, что в этом тендере участвовать не будет. Слишком много всего переплетено – к примеру, возникнут те же сложности с инфраструктурой, которая является собственностью ТОО. Так же, как и инфраструктура на новом кладбище является собственностью ТОО «Шелла».
Вообще, сложностей теперь хватает. К примеру, до конца года ТОО «Шелла» будет производить на территории кладбища захоронения невостребованных тел. Это уже результаты другого тендера, тут не отказаться и не отменить. Да и в целом «Шелла» продолжает оказывать ритуальные услуги. Разница теперь в том, что раньше им не приходилось платить за место захоронения. А теперь платят. «Стиксу». Сергей Бойко говорит, что за последний месяц стоимость места изменилась – с 23000 тенге поднялась до 25000. Эту сумму ТОО не включает в услуги, которые оказывает. Получается, выкладывает из своего кармана. Вопрос: долго ли при этом предприятие останется рентабельным? В городе есть еще одно агентство, которое занимается организацией погребений – «Ритуал». Оно тоже платит за место захоронения. Становится тревожно – не придет ли время, когда «Стикс» станет монополистом и будет устанавливать свои цены?
Есть еще один важный момент. Вопрос порядка на территории погоста всегда был одним из самых злободневных. Периодически в СМИ всплывали то темы мусора, то темы отсутствия воды. В этом году весной я делала репортаж с городских кладбищ. С водой проблем не было нигде, а вот с мусором…
Надежда на чистоту
Директор ТОО «Стикс» Александр Коростылев говорит, что повода для беспокойства нет – в их планах так же регулярно проводить очистку территории от мусора, подвозить воду. Что на одном, что на другом кладбище. Александр Юрьевич говорит, что на «старом» мусор даже будут убирать не только как обычно – с обочин дорог, но и груды, накопленные годами. Звучит многообещающе. Однако на это потребуется много сил. Вот пример: этим летом мы с Центром молодежных инициатив выходили на субботник на «старом» кладбище. За два часа нам удалось убрать не более десяти куч. Было нас одиннадцать. И это был совсем небольшой участок.
По словам директора ТОО «Стикс», сегодня на «новом» кладбище мусор убирается с регулярностью раз в неделю. Сомневаться в словах Александра Коростылева не хотелось бы. И все же… В минувшую пятницу мы побывали на «новом» кладбище. Картина отличалась от той, что мы с фотокорреспондентом наблюдали весной, когда на кладбище еще хозяйничало ТОО «Шелла». Тогда мы были приятно удивлены: никаких свалок. И дело не в том, что удачно попали. Люди, которые были в тот момент на кладбище и ухаживали за могилами близких, подтвердили – чисто там регулярно. Было. Потому что нынче увидели иную картину: мусорные кучи повсюду. Даже у самых ворот, у самого въезда. И это печально. Потому что мы уже привыкли к возможности выбирать те услуги, которые лучше, качественнее. А какими они будут при отсутствии конкурентной среды? И вот это уже важно для каждого костанайца – все мы отдаем дань усопшим: сначала на похоронах, потом ухаживая за могилой…