Мы беседуем с кандидатом педагогических наук, руководителем известного многим педотряда «Ровесник», депутатом Костанайского областного маслихата, председателем постоянной комиссии по вопросам образования и работе с молодежью Екатериной СМЫШЛЯЕВОЙ.
До школы
- Нехватка детских садов заставила государство пойти на рискованный шаг – платить частникам за дошкольное обучение наших детей. Насколько это безопасно и оправдано?
– Работе программы «Балапан» была посвящена сессия областного маслихата и несколько заседаний нашей комиссии. Потому что программа - это в чистом виде государственно-частное партнерство. Мы ездили по Костанайской области и изучали в районах, насколько безопасны условия, созданные в частных садах и мини-центрах. Все достаточно приемлемо. Альтернатива этому – няни, домашние, зачастую нелегальные, детские сады или ребенок без присмотра. Сады, работающие по программе «Балапан», ничем не отличаются от государственных, лишь юридическим статусом. Это хороший вариант решения проблемы. Тем более что все требования санэпиднадзора, ЧС, стандарты дошкольного образования ими соблюдаются. И самое главное - все эти объекты не висят на шее государства. На мой взгляд – это перспективно. Я думаю, что именно форма государственно-частного партнерства в образовании в перспективе разгрузит бюджет.
– Но у нас нет единой программы для обучения дошколят. Центры, сады работают кто на что горазд. Вариаций куча. На ваш взгляд, хорошо это или плохо?
- Существует государственный образовательный стандарт. Однако вариации – с одной стороны, инициатива дошкольной организации, с другой - требование родителя. Сегодня каждая семья озабочена ранним развитием ребенка. В системе дошкольного образования имеют место авторские методики и всевозможные дополнения к госстандартам. И если они соответствуют возрастным особенностям, целям и задачам воспитания и образования ребенка, то это нормально. Нашим областным Советом по лицензированию ежегодно оцениваются авторские методики и программы педагогов. В этот процесс сегодня активно вошли и сады с частной формой собственности. Они, участвуя в реализации госсоцзаказа, должны соответствовать стандарту, а не участвуя, бороться за клиента и соответствовать запросам родителей.
И я бы за дошкольные программы, в том числе за методические пособия, не переживала. Сегодняшний дефицит внимания к ним временный. Мы сегодня количественно закрываем потребность в садах. Но когда количество мест у нас установится, то детские сады начнут конкурировать за ребенка. Ведь финансирование подушевое. И тогда качество дошкольного образования повысится.
Школа
– Методики, которые сегодня стали применять в процессе обучения, несколько настораживают. К примеру, столбиком решать неправильно. Карандаши, это уже не письменные, а школьные принадлежности. И множество других нюансов. Почему наших детей стали учить по-новому? Или вопрос на тему: чем была плоха советская система образования?
- Мое личное мнение – всему свое время. Мир меняется. Мы меняемся. Меняются требования современного ребенка, да и взрослого. В год ребенок, едва научившись ходить, уже управляет планшетом. Неужели мы испытываем иллюзии, что советские методы воспитания, безусловно, эффективные для своего времени, актуальны сегодня в неизменном виде? Частично – возможно. Но все они нуждаются в пересмотре и адаптации к требованиям времени. И, знаете, еще в чем проблема? Современные родители склонны постоянно рецензировать методики, оценивать, жаловаться, бороться в меру и не в меру своих компетенций. Это особенности времени. Советская система этого делать не позволяла. Потому, наверное, и была безупречной.
Я все не могла ответить на вопрос, почему сегодня так много жалобщиков на качество образования? Сейчас думаю, что это просто защита своего ребенка. Не от садика. Вообще от мира. Поэтому родители так рьяно начали вмешиваться в образовательные процессы. Есть такое понятие, как «автономизация личного пространства родителя и ребенка». По сути, мы видим формирование новой ментальности. Это происходит потому, что процессы глобализации распространяются очень быстро, и родитель, на уровне инстинктов, чтобы защитить любимое чадо от всего этого, делает свое с ребенком пространство автономным. И все заходят в него через пропускную систему родителя. Войти в нее, кстати, не так просто. Тем же образовательным программам. А потому будет тяжело согласовывать с каждым родителем образовательную и воспитательную траекторию.
- Действительно ли сегодня школа готовит думающих детей, которые готовы к самообучению?
- На самом деле учить ребенка решать и думать в 11 классе уже поздно. Равно как и в первом. Мы прекрасно понимаем, что границы интеллектуального возраста ребенка сдвинулись в сторону более раннего возраста. В целом сегодня дети овладевают навыками чтения, письма, доступа к информации гораздо раньше, чем мы. А все потому, что родители, как ошалелые, начинают развивать своего ребенка чуть ли не с месяца. Но это иногда не столько необходимо, сколько модно.
Мы часто видим, как родители, которые водят свое чадо в обычный детский сад с полным днем пребывания, умудряются записать ребенка еще в несколько студий и кружков. Казалось бы, что плохого в том, что возраст овладения чтением и письмом сегодня сдвинут на пару лет назад? Выбор за родителем. Но нельзя забывать, что дошкольный период – это не только и не столько интеллектуальное развитие ребенка. Это становление его нервной системы, первые шаги его социализации и эмоционального взросления. Во всем должна быть гармония.
Когда ребенок получает навыки работы с компьютером и гаджетами, мы его тут же отпускаем в «свободное плавание». А подготовили ли мы его к этому? То есть мы интеллектуальный возраст ребенка ускорили, а остальные возрасты (социальный, физический, эмоциональный) отстают. Получается дисгармония. И у нас дети растут с опасностью интернет-зависимости. У них она уже на уровне неврозов: попробуй забери гаджет. А ведь интернет-зависимость внесена в перечень международного классификатора болезней. Это психиатрическая проблема. Мы же получаем ее потому, что сами даем ребенку путевку туда, куда не надо.
Единственное, что можно сделать, это сдвинуть образовательные программы. Уже в саду, по идее, дети должны уметь принимать решения, думать критически, оценивать ситуацию, преломлять ее через собственную призму ценностей. Но для этого они должны быть сформированы в первую очередь нами – взрослыми. На мой взгляд, думающие дети вырастают в детском коллективе, дошкольном возрасте.
- Как областная система образования на сегодня обеспечена кадрами?
– Мы по районам ездим и видим, где работает программа «С дипломом в село», там и педагоги есть. С семьями приезжают, берут дома и остаются. На селе сегодня молодым кадрам проще вырасти, получить категории. Есть проблема с организаторами воспитательного процесса – вожатыми, соцпедагогами, психологами. И пока воспитателями детских садов.
Профобразование
– Реальна ли для нас пропагандируемая сегодня система дуального обучения?
– На самом дуальное образование – это единственно правильное образование. Нам нужны специалисты, а не дипломы. А как может получиться готовый специалист, если у нас он не видел производства? По рабочим профессиям, специальностям, которые требуют практических навыков, безусловно. В том числе здравоохранение и педагогика.
В той же педагогике необходима непрерывная практика. То есть на протяжении всей учебы раз или два раза в неделю нужно ходить в школу и закреплять практические навыки. Точно так же в системе здравоохранения. Такая форма обучения позволяет сохранить интерес к профессии. И это единственная на сегодня точка соприкосновения между работодателем и вузом, или колледжем. Будущее образования - в социально-частном партнерстве. Дуальное образование – элемент этого партнерства.
Воспитание
- Способна ли сегодня система образования адекватно социализировать детей из неблагополучных семей. Или же «трудные» дети оказывают все же большее влияние на сверстников?
- В современном мире в социализации нуждаются все дети в равной степени. И понятие «неблагополучная семья» очень размыто. Иногда ребенок из семьи с низким уровнем доходов получает больше педагогического внимания родителей, чем ребенок из обеспеченной семьи, где мама и папа круглыми сутками заняты зарабатыванием денег. Поэтому критерии неблагополучности - это отдельная тема для разговора. Равно как и понятие «трудные дети».
Теперь что касается социализации. Воспитательную функцию, в полной мере, на себя школа сегодня взять уже физически не может. У нее стоят другие задачи. Прежде всего - образовательные. Поэтому несколько лет назад была создана единая детская организация «Жас Улан». Именно она, по логике, должна взять на себя воспитательные функции. Но есть проблема, мы перестали доверять детской организации. Ведь единого детского движения не было почти 20 лет. «Жас Улан» сегодня заново зарабатывает авторитет в обществе и заслуживает нашего самого пристального внимания и помощи.
Подводя итог сказанному, надо отметить, современная система образования может справиться с любыми вызовами времени, но только работая в поле социального партнерства во имя ребенка. А участвовать в этом процессе должны государство, бизнес, неправительственные организации и общественные движения, а также педагоги и родители.