Одна из целей госпрограммы «Саламатты Қазақстан» – улучшить качество оказываемых населению медицинских услуг. Получается ли это у врачей? Этот вопрос мы обсуждаем с руководителем департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Эдиге Галимжановым.
– Эдиге Молдахметович, как обстоят дела с жалобами на качество оказываемой медпомощи по сравнению с прошлым годом?
– За 9 месяцев этого года в департамент поступило 108 жалоб. В прошлом году за этот же период – 115. Жалуются на государственные медорганизации, а вот претензии к врачам в частной клинике – единичный случай. В основном к нам обращаются в случае летального исхода. И если в прошлом году из 20 таких жалоб ни одна не оказалась обоснованной, то в этом, к сожалению, в трёх из 18 обращений вина врачей была подтверждена.
– В эту статистику входит и громкий случай – гибель маленькой девочки в Рудном?
– Родители девочки обратились в прокуратуру Рудного. Наш департамент вместе с независимыми экспертами провел проверку, и выяснилось, что на всех этапах оказания медпомощи ребенку были допущены нарушения. Поэтому рудненский городской суд справедливо вынес приговор врачам. Была жалоба: больной сахарным диабетом обратился к врачу с маленькой раной на ноге, просил помочь. Но равнодушие и халатность специалистов в итоге привели к тому, что у этого человека ампутировали ногу. Если бы врач обратил внимание на то, что у больного сахарный диабет и к чему может привести рана, тогда бы этой трагедии не произошло. Почему врачи относятся халатно к больным – не могу объяснить. Может, это проблема бездуховности всего общества? Я считаю, что личность врача, его профессиональная подготовка определяют успех лечения.
К сожалению, у департамента, по сути, нет механизма воздействия на таких врачей. Что мы можем? Отправить бумаги в правоохранительные органы, которые, как правило, не доводят дело до суда, потому что полагаются на мнение «независимого» эксперта, защищающего чаще всего честь мундира. В этом году было возбуждено два уголовных дела на специалистов Костанайской ЦРБ, одно из них прекращено из-за отсутствия состава преступления. Еще девять обращений находятся на доследственной проверке.
– Среди тех, кого чаще винят пациенты, врачи молодые, неопытные или в возрасте, со стажем?
– Вы удивитесь, но ошибаются и проявляют халатность чаще немолодые, опытные специалисты. Когда врачи проходят аттестацию на повышение категории, заметно, что молодые врачи со стажем 5 лет знают больше и лучше, чем их коллеги с 25-летним стажем. Может, потому что недавно окончили вуз, знания свежие.
– Достаточно ли врачам стажировки раз в пять лет?
– Дело в том, что сама система постдипломного образования на местах требует совершенства, особенно в системе обучения без отрыва от производства. Вы знаете, как проводятся занятия на местах? Прикрепляют к вам врача-специалиста, к примеру, терапевта. Говорят, нужно проучиться 4 месяца, заплатить немаленькую энную сумму. Этот врач-куратор получает определенный процент за работу с курсантом. Но у работающего врача-куратора своих дел выше крыши, и он не может уделить столько времени, сколько необходимо стажеру. Поэтому о качестве учебы не может быть и речи.
– А обучение за рубежом?
– К сожалению, обучение за рубежом стоит дорого, а желающих проучиться за счет бюджета много. Костанайские кардиохирурги учились в Израиле, Литве и жили в этих странах несколько месяцев. У них было достаточно времени, чтобы не только теорию изучить, но и попробовать применить её и оперировать на практике.
А с 1 октября нашу функцию аттестации врачей и средних медработников передали в республиканский Центр развития здравоохранения. Костанайский филиал будет проводить аттестацию на базе медколледжа с привлечением независимых экспертов, врачей-профессионалов практического здравоохранения. Как и раньше, будут проводить тестирование и оценку практических навыков врачей. Эту оценку, как вы помните, мы проводим с апреля. Врачи на фантомах и муляжах демонстрируют навыки оказания медицинской помощи при неотложных состояниях. К сожалению, результаты неутешительные.
– Эдиге Молдахметович, а самостоятельные проверки, если жалоб пациентов нет, проводите?
– Да, за этот год провели 186 проверок, в основном внеплановых. В итоге оказалось, что врачи нарушают правила хранения и учета лекарств, занимаются клинической практикой без сертификата специалиста или без лицензии на свою деятельность, берут деньги с пациентов, не соблюдают протоколы диагностики и лечения, неверно ставят диагнозы. За это главные врачи медучреждений получили взыскания. Так что сегодня общество требовательно к медикам, но что это же общество сделало для того, чтобы врачи могли, действительно, учиться и развиваться профессионально?