Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был умным. Министерство образования, видимо, тоже жаждет получить в будущем блистательных ученых и специалистов. Вот только какой ценой?
Я мама двоих детей. В детстве школу любила, но сегодня радуюсь, когда наступают каникулы! Хотя бы потому, что беготня между школой и работой временно прекращается. Если раньше дети самостоятельно шли в школу и возвращались домой, то сегодня (понятно, что в целях безопасности) после уроков в фойе толпятся встречающие родители и родственники. При том что не каждый может сорваться с трудового фронта. Моей знакомой пришлось пожертвовать работой, так как руководитель не разрешил ей на полчаса раньше уходить с работы, чтобы забрать из школы ребенка.
Но забрать – еще полбеды. Затем начинаются домашние задания! Это поле сражения с задачами, подчас, дурацкими, с наукообразными текстами. Ну как запихнуть в голову малолетки факт о наличии в организме 600 мышц и 200 костей? Это, по-моему, выше уровня биологии 9 класса советской школы.
Не могу взять в толк – для чего в начальной школе такой предмет как самопознание, если процессы поиска самого себя начинаются в подростковом периоде? А само познание? Смесь поверхностных знаний по биологии, анатомии, географии, химии в начальной школе, чтобы потом, в старших классах, снова изучать всё это более углубленно. Как-то непродуктивно.
Вот и тратят родители на сложные объяснения время и нервы. А разве наши мамы сидели с нами за уроками? Нет. Сегодня сидят. Часами. Вы знаете, оказывается, в 19 веке домашнее задание было наказанием для нерадивого ученика. А сегодня, к примеру, во Франции дети до 11 лет вообще не делают домашних заданий. Всё успевают в школе. У нас же, по статистике, дети тратят на домашку до 10 часов еженедельно. Как минимум. В Корее – 3,5 часа в неделю, в Германии – пять часов.
Персидский суфист Саади писал, что ученик, который учится без желания – птица без крыльев. Но это желание за полгода первого класса угасает даже у тех детей, кто хотел учиться.
Может, раньше учиться было легче да и учебники были написаны доступным языком? Да, соглашается со мной знакомый учитель. Раньше ребенок шел в школу, не умея читать и писать и – ничего. Прежде в начальных классах с букварем прощались весной, сегодня – уже к Новому году. И спешат изо всех сил бедные учителя, загнанные в рамки программы. А ведь еще недавно учитель мог отойти от нее, если видел, что дети не усваивают материал, остановиться на сложной теме подробнее, а более легкую пройти за один час вместо трех.
Образовательная программа писалась явно не педагогами. Мои знакомые учителя от нее в шоке. Но сделать ничего не могут. И сказать, кстати, тоже. В кулуарах, между собой обсуждают. Ведь программу развития образования разрабатывал в том числе и сегодняшний министр образования и науки Аслан Саринжипов, а он, судя по его биографии, по образованию экономист, и педагогику уж точно не изучал.
Хочется Минобразованию получать гармоничных и умных учеников. Понимаю. Но не выходит ли при слишком высоком давлении обратного эффекта? Тут, кстати, припомнились мне слова Конфуция: «В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других». Звучит, по-моему, современно. А ведь китайский мудрец жил до нашей эры.