Мебельное производство - одна из самых конкурентных сфер на рынке. Удержаться на плаву здесь сложно. А учитывая снижение платежеспособности, развиваться в нынешних условиях способны и вовсе единицы.
Есть идея
Это предприятие по производству мягкой мебели было открыто в 2009 году. Тогда индивидуальный предприниматель Мурзабулат Камелов взял в аренду помещения в Затобольске, создал команду из нескольких человек и начал работать.
- В какой-то момент пришло осознание, что предприятие должно быть многопрофильным. Иначе не выжить, - говорит Камелов. - Именно тогда и родилась идея о производстве синтепона и синтепуха.
Родилась эта идея в 2010 году. Однако к реальной работе над проектом смогли приступить лишь в 2013-м. Во-первых, начинать большое дело без собственного помещения не решались. А на такую покупку нужны были деньги. Их копили несколько лет. В итоге сегодня предприниматель владеет собственными производственными помещениями, территорией, где и расположились ангары для производства того самого синтепона.
Плюс к этому увеличили объемы производства, которые сегодня достигают 150 комплектов мебели в месяц. Соответственно возросла потребность и в синтепоне. А значит, линия, даже при отсутствии спроса, совсем уж простаивать не будет.
- Два года назад мы взяли кредит на строительство ангаров, складов и закуп линии по производству синтепона, - говорит предприниматель. - Всего 116 миллионов тенге на семь лет.
Эти деньги Камелов получил по Дорожной карте, гарантию на 58 миллионов тенге дал фонд «Даму». Другой возможности получить доступный кредит у предпринимателя не было. В итоге сегодня он, выплачивая заем уже второй год, не имеет просрочки или задолженности. Но и это не все.
Мурзабулат Камелов: «Предприятие должно быть многопрофильным. Иначе не выжить. Так родилась идея о производстве синтепона…»
Правильная политика
Даже в нынешней ситуации с нестабильным тенге и постоянно растущим долларом предприятие сохраняет рынки сбыта. При том, что мебель от ИП Камелова нельзя назвать дешевой: раскладной диван с креслом стоит 150 тысяч тенге. Однако склады не затоварены. В Челябинске, утверждает предприниматель, такой комплект продается за 200 тысяч.
- У нас две точки в Костанае, одна в Рудном, в Астане также есть рынок сбыта, - говорит он. - После событий прошлого года мы пересмотрели свои модели, цены и сегодня стараемся работать на потребителя.
Помогает конечно же дополнительное производство. Запущенная два года назад линия по выпуску синтепона сегодня загружена на 80 процентов. Ее мощность до 30 тонн продукции в месяц. К слову, каждый полутораметровый рулон весит порядка 9 килограммов. То есть ежемесячно здесь способны выдавать до 3,3 тысячи рулонов синтепона. Процесс автоматизирован: полуфабрикат загружают на линию, а через 5-10 минут на другом ее конце уже упаковывают готовую продукцию.
Интересно, что лишь 15-20 процентов этого материала предприятие забирает для собственных нужд. Остальное покупают мебельщики Костаная, Алматы, Павлодара. Сегодня идут переговоры с российскими компаниями. Уже отправлена пробная партия, которая удовлетворила потенциальных клиентов.
- Сегодня у нас подорожало сырье, в частности для производства синтепона, на 5-7 процентов, - говорит Мурзабулат Камелов. - Но этот рост не критичен для наших покупателей.
Заработать на импорте
По сути, Камелов умудряется из полностью импортных комплектующих и полуфабрикатов изготавливать продукт (надо сказать, не самый дешевый), который пользуется спросом у покупателей. Посудите сами: ткани, фурнитура, древесина – все не наше. Казахстанского содержания в мебели пара процентов. Да и то речь идет о том самом синтепоне, который производят из полуфабриката, опять-таки завезенного из белорусского Могилева.
Если примерить такую форму работы на другие перерабатывающие предприятия страны, то совпадение будет почти стопроцентное. Ведь казахстанского производства упаковочных материалов, таких нужных нашим пищевикам, практически нет. Оборудование, комплектующие, даже гвозди – все импортное. И, судя по региональной Карте индустриализации, «наших (если говорить обобщенно) шурупов» в ближайшее время так и не появится.