«При мне – санитарная сумка, шинель, две гранаты и карабин», – Тамара ПУЦЫКИНА перечисляет вещи, которые у нее на фронте всегда были с собой.
Кавалер Ордена Отечественной войны 2-й степени Тамара Ивановна в Аркалыке – личность известная:
– Хотите, я вам сейчас свой пиджак с орденами покажу!
Пиджак красивый. Множество наград увеличивают его вес. Но, чтобы его надеть, Тамаре Ивановне необходима помощь: после военного ранения она не может поднять руки.
…Когда началась война, ей было около шестнадцати. С мамой, двумя сестренками и братом они жили в домике у леса в деревне Логуны Велижского района Смоленской области. Один брат уже ушел на фронт. А потом у них в поселке появились партизаны.
– Тогда все дети и подростки работали: кто плуг таскал, кто воду. А у меня была особенная работа: я носила партизанам в лес лепешки, которые пекла моя мама. Мы же рядом жили, они принесут мешок муки – мама печет. Очень тонко катает тесто, чтобы, когда я несла, не привлекала внимание. Хотя это сделать было сложно. Ходила я туда глубокой ночью.
А потом родную деревню Тамары Ивановны разбомбили, но до этого всех жителей успели эвакуировать под Москву. После этого она солдатом (!) попала на фронт. Участвовала в военных действиях Второго Белорусского фронта.
– Приехала машина из военкомата собирать подростков для работы, – вспоминает Тамара Ивановна. – Я подумала: хлеб зарабатывать надо – поеду. Нас отвезли в военкомат, выдали сапоги, шапки, шинели и портянки. Все снятое с убитых. А размер не мой – все большое. Рукава на шинели и портянки в три или четыре раза скатала, шапка на глаза лезет, пришлось как-то хитро завязать. А с сапогами вообще беда. У меня сейчас-то 36-й размер, а тогда и того меньше был. Когда нас привезли на базу, стала из машины вылезать – сапог падает в снег, идти не могу. Кое-как помогли мне. Стоит полковник в папахе, распределяет нас. Видит меня такую, с закатанными руками, шапка на глаза, огромные сапоги, и восклицает: «А это еще что за вояка? На кухню ее!»
Но на кухне «вояка» надолго не задержалась. Сначала работала помощником повара. А однажды заведующий столовой выпекал булочки, девушка ему и говорит: «Дай мне одну булочку». Он в ответ: «Сначала спляши». Она не сдается: «Спляшу! Тогда и кружку кваса!» И начала плясать, а заведующий играть на губной гармошке. Играет долго, не останавливается. Тамара тоже не сдается. Тут заходит начальство…
Заведующего за то, что заставлял плясать за еду, наказали, а Тамару угостили булочкой и отправили к санинструктору. Обрабатывала и перевязывала раны, помогала и в более сложных ситуациях. Вот так вояка Тамара спасла множество солдатских жизней. Пока в январе 1945 года не была тяжело ранена осколком снаряда в грудь и направлена в Ленинград. Там в госпитале она услышала радостную весть о победе над фашистской Германией.
А потом в 1953-м попала в Аркалык, где все-таки стала работать на кухне. В поле. Говорит, рада тому, что ее жизнь прошла в этом маленьком городе, укрытом в торгайской степи. Здесь спокойно. И именно спокойствия она искала после военных лет.
В следующем году Тамара Ивановна отпразднует 90-летний юбилей. Признается, что военная закалка помогла ей не потерять вкус к жизни.