Не нужно изобретать машину времени. Люди сами легко перемещаются в прошлое.
В одной из костанайских школ перед началом второй четверти родителям неожиданно объявили: на физкультуру дети должны приходить в белых футболочках, белых носочках, девочки – в черных штанишках, мальчики – в шортиках. Вам это ничто не напомнило? А я вспомнила и свое детство, и черно-белые кадры советских кинохроник с одинаковыми марширующими школьниками. Не будем даже говорить о том, что за окном капитализм и рынок, стремление к индивидуальности, и вдруг на тебе – такая уравниловка! Тут более простой вопрос возникает: неужто цвет и длина спортивной формы имеет значение для главной цели урока физкультуры – оздоровить детей? Скажите, а кто из взрослых вообще надевает белое в тренажерный зал, где нужно потеть, упражняться? Потом попробуй отстирай одежду до первозданной белизны. А может, дети на уроках физкультуры и не потеют вовсе?
И вообще, откуда эта блажь с одинаковой формой, если показатели качества обучения в этой школе, скажем мягко, не очень? Двоечники растут как на дрожжах – чем старше класс, тем больше. А может, лучше повышать профессионализм учителей, больше заниматься с детьми, чем следить за тем, в каких носках и футболке пришел на физкультуру ученик?
Как известно, чрезмерное увлечение формой может весьма негативно отразиться на содержании. Но справедливости ради, надо сказать, что и учителя – тоже заложники формализма министерств и ведомств. По признанию многих из них, вместо педагогической работы они занимаются бумажками, отчетами. Никому, по сути, не нужными. Если раньше без них обходились, то почему нынче в них возникла такая надобность? Чтобы обеспечить видимость работы для чиновников? Я напомню, что писатель Франц Кафка еще в прошлом веке написал, что «оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги».
Сегодня эти оковы преследуют человека везде. В медицине, где услуги поставлены на поток, и времени у врача на качественное обследование порой не остается. В строительстве. Формально принятые дома могут обрушиться, как это произошло в Астане. Отстающие от графика автобусные маршруты – это тоже формализм. Потому что водителю всё равно, что кто-то опоздает в школу или на работу. И возникающие как грибы после дождя коррупционные дела не последних руководителей – разве это не отражение формализма в законодательной практике? Постановления и законы о борьбе с коррупцией принимаются, а рать взяточников только растет.
Чем опасен формализм? Своим равнодушием. Своей жестокостью. Своей пустотой. А главное – устремлением то в далекое будущее, то в недавнее прошлое. И это непонимание реальной жизни вызывает раздражение. Слушаешь порой чиновников и понимаешь, что живем мы с ними в двух разных государствах. Те давно уже душой и своими возможностями в Европе, а потому и своим гражданам они предлагают жить по-европейски – нести ответственность за модернизацию своей многоэтажки, за свое здоровье, за обучение детей и т.д. и т.п. Кто бы возражал, если бы наши зарплаты и пенсии хоть отчасти соответствовали европейским.